Мегалиты Кузнецкого Алатау.

Началом этой темы можно считать моё знакомство с томским путешественником Виталием Дульзоном, который в феврале 2018 года написал мне письмо с просьбой найти последователей нашего эзотерика Туэло, известного по разработкам комплекса Ергаки. Я разумеется знал, кто скрывается под этим псевдонимом и согласился выступить посредником их встречи. Последователи Туэло давно "похоронили" своего учителя, а на Прозе, куда выкладывались его ченнелинги, даже было прощальное письмо в стиле : "Я устал, я ухожу !". Разумеется ушёл он лишь из публичной эзотерики, целиком погрузившись в геологоразведку. После встречи с таинственным Туэло, Виталий рассказал, что в своё время участвовал в организации экспедиций томской телекомпании ТВ-2 и предложил мне транспортную помощь в развитии проектов по Сибири. По причине того, что моя деятельность настолько разнообразна и включает в себя направления, которые мало пересекаются между собой, люди заинтересованные в развитии тех или иных направлений также не составляют единую команду. Кого то интересуют разработки по Столбам, Ергакам и прочим местам Силы, причём часто в конкретном регионе; большую группу составляют сторонники развития темы аномальной зоны "Чёртово кладбище", есть и почитатели теории рукотворности сибирских мегалитов, а также других тем, которые я освещал на страницах своего сайта.
   Чтобы интерес был обоюдным я постарался подобрать для Виталия какие то проекты, которые будут интересны в Центральной Сибири и для него. Сначала это была тема Самбыла, и переговоры с Туэло, который в своё время ей занимался, могли бы нас направить в нужную сторону. Но перспектив в развитии этой темы не наметилось, поэтому я решил отодвинуть на будущее это направление.
   Но вот одна фотография, показанная им, заинтересовала меня настолько, что я решил разузнать о запечатлённом на снимке месте. На фотографии был изображён каменный останец одиноко возвышавшийся на гольце при полном отсутствии скал поблизости с ним. Такие странные, возвышающиеся мегалитические конструкции впечатляют не только фотографов, но и исследователей древних цивилизаций, которые видят в них руины давно забытых эпох, а не банальные скалы выветривания. Я же стараюсь всецело охватить выбранную тему, придав ей законченный вид, само собой исследуя её в ракурсе своих мировоззренческих теорий.
   Начал я, как и принято, с осмотра спутниковых и топографических карт местности. Со спутником, всё оказалось сложно : ничем не примечательная горная тайга, которую разрезает лишь кривая дороги на местный марганцевый рудник - Усинский ГОК. Топографическая карта дала больше интересной информации. Оказалось что вдоль этой дороги на гольцах отмечено множество каменных останцев. Более половины из них представляют небольшие развалы высотой в несколько метров, но некоторые и весьма высоки - до 33 метров. Эти великаны и предстояло мне изучить в будущем, чтобы составить представление о мегалитах этого района.
   Из всего видимого многообразия скальных останцев на момент разведывательной поездки в 2018 году я выделил два участка скопления высоких мегалитов в этом районе. Первый участок расположен в окрестностях горы Харыхтасхыл и озера Рыбное, именно в первом ряду этого комплекса и находился трёхперьевой останец, показанный мне Виталием на фотографии. Второй участок был привязан к горам, так и называвшимся Скалистые. Сняв координаты мест скопления мегалитов я и планировал в течение одного сезона проверить эту территорию.

Скалистые горы - 2018.

Начало своей маленькой экспедиции я запланировал на середину июня. Конечно, если бы эту поездку готовил с прошлого года, то выдвинулся бы в июле, как наиболее благоприятном месяце для горных путешествий. А так, автомобильная прогулка туда внесла свои коррективы. Скоординировав свои планы с Виталием, мы выехали 16 июня из хакасского курортного посёлка Шира в направлении Кузнецкого Алатау, разделяющего Хакасию и Кемеровскую область. Проехав последний в этом тупике улус золотарей Беренжак, мы выехали из степной зоны в горную тайгу. Дорога, по которой мы ехали к перевалу, впечатляла своей основательностью и я бы сказал грандиозностью. За Беренжаком несколько ручьёв были почти полностью пропесочены на предмет золота. Перекрытая дорога, промприборы, собирающие жёлтый металл, бульдозера созидающие отстойники - стандартная практика в золотоносных районах Сибири. Чуть дальше начался подъём на перевал, и эти несколько десятков километров по хорошей дороге мы промчались достаточно быстро. А там нас ждал первый сюрприз. Неудачная география этого участка не позволила к середине июня полностью освободиться от снега. Хоть процесс таяния и шёл полным ходом, но местами дорога ещё находилась под метровым слоем подтаявшего снега. Двигаться по этим местам было опасно, поэтому Виталий отогнал свой Крузер от дороги, чтобы осмотреться. Впереди, на расстоянии около двух километров виднелись те самые останцы, один из которых мне и показал Виталий. Туда же к горизонту уходило белое полотно дороги. До Скалистых гор оставалось около 22 километров, поэтому я принял решение идти пешком. Виталий бросать машину на несколько дней в этих краях не решился. Пока я собирался, ещё несколько машин подъезжало к снежной преграде. Рисковали проезжать по снегу или крутой обочине единицы. Остальные довольствовались осмотром местных достопримечательностей там, а то и вовсе разворачивались и уезжали.
   Мы договорились, что я уйду в рейд на 3-4 дня чтобы разведать маршрут на Скалистые горы, а Виталий подробно осмотрит ближайшую гряду с тем самым останцем и каменные развалы по ту сторону дороги. Скучать за это время ему бы также не пришлось. Мне же предстояло потратить день, чтобы дойти до Скалистых гор; день, чтобы посмотреть будущий маршрут захода на хребет; и день, чтобы вернуться назад.
   Ближе к полудню мы выдвинулись пешком по снежным наносам по дороге, я в полном "боекомплекте", Виталий на день, чтобы к вечеру вернуться к машине. Пройдя те самые два километра мы разделились. Я пошёл дальше, а он стал подниматься вверх к каменным останцам, до которых оставалось не более полукилометра.
   До самого вечера этого дня я шёл по пустынной дороге не встретив ни одной проезжающей машины. Это было как в фильме "Лангольеры", когда мир застыл в прошлом перед тем как быть уничтоженным.
   История этой дороги по рассказам Виталия оказалась весьма удручающей. О Марганцевых горах, расположенных в устье реки Уса было известно давно, но серьёзно разрабатывать их решились в новейшей истории России лишь недавно. Печально известная компания ЧекСу для этого вложила пять "ярдов", чтобы обустроить горную трассу с многочисленными водными переходами через реку Шатай, связывающую Усинский ГОК с Хакасией. В 2013 году федеральные СМИ пестрели статьями о том, что марганцевых богатств заключённых в этих горах хватит на сто лет, надо только построить ферромарганцевый завод под Красноярском. Но городские власти под сильным давлением общественности и экологов поставили крест на проекте ЧекСу обещавшем превратить город в окончательную помойку первого класса опасности. Неудачу со строительством предприятия можно было пережить, перенеся его куда-нибудь в другое место, скажем в нищий металлургический Туим, расположенный по соседству. Но что то в конъюнктуре этого рынка случилось не поправимое, отчего ГОК с его несметными запасами оказался нерентабельным и предприятие это решено было заморозить вместе с дорогой уже в 2017 году.
   Теперь этой трассой пользуются золотари, немногочисленные охотники и рыбаки, да местные жители, пасущие здесь скот и собирающие ягоду. Думаю с этих времён этот район будут посещать одинокие туристы, фотографы и исследователи сибирских мегалитов.
   Перебравшись на ту сторону снежника я наблюдал необычайно хорошую для этих мест дорогу, временами правда подмытую паводком, но в общем то вполне адекватную для проезда любой "пузотёрки".
   К вечеру этого дня я, как и предполагал, добрался до начала Скалистых гор, по пути отбив на навигаторе несколько точек, с которых было видно ближайшие с дороги каменные останцы. Особенностью этого района является то, что действительно стОящих мегалитов высотой от 15 метров не много и они часто сосредоточены на отдельных гольцах по обе стороны от дороги.
   Уже в восьмом часу вечера, перейдя последний мост через речку Малый Шатай и поднявшись по серпантину я остановился на обочине дороги, чтобы разбить лагерь у небольшого ручья. В тайгу лезть не стал ввиду наличия комарья и медведей. Там я и разместился  на две ночёвки.
17 июня. Оставив вещи в палатке, я взял немного еды для дневного перехода и отправился вверх к ближайшему плато Скалистых гор. Дорога была в общем то вполне приемлемая. Только что сошедший снег образовал хорошо проходимые чистые, ещё без травы, участки, по которым легко можно было подниматься наверх. Немного одолевал гнус и жижа под ногами из многочисленных ручьёв, сходящих с вершин. При таких условиях с минимальной потерей сил за пару часов я достиг двух цирков в основании которых виднелись безымянные озёра и по их кромке, где ещё не сошёл снег, перебрался к одной из вершин 1460 м, которую венчал каменный останец, который в последствии я назвал Башней.
   Забравшись на мегалит и осмотревшись, я определил масштабы первой мегалитической зоны и примерно проложил маршрут будущего похода.
   Основная часть каменных останцев располагалась на противоположной стороне хребта. Среди десятка мегалитических конструкций я выделил два высоких хорошо сложенных столба, которые, кстати, были видны и с перевала. На хребте находилось ещё несколько менее высоких останцев и развалы в виде курумниковых насыпей. Оценив обстановку, я пришёл к выводу, что заходить на этот хребет лучше с речки Малый Шатай. Там у моста есть неплохая площадка для машин и организации лагеря.

С результатами этих наблюдений я и решил возвращаться назад. Если бы не потраченные два дня на дорогу, я бы, безусловно, проверил этот район ещё тогда. А так мне пришлось спускаться к палатке у обочины и после второй ночёвки потратить ещё день чтобы вернуться к машине.
   18 июня мы уже сидели у костра с Виталием и делились впечатлениями об увиденном. В последствии я посмотрел фотографии ближайшего к дороге ряда мегалитических останцев находящихся во второй группе в окружении озера Рыбное. Самому в тот раз сходить не удалось. И вот, собственно, наиболее интересные из них :

Вторую поездку к мегалитам я решил не затягивать и спустя чуть более месяца, найдя ещё одного напарника с машиной, отправился за перевал Кузнецкого Алатау. Виталий согласился сопроводить нас на случай проблем с проездом. Выехали мы 10 августа и в тот же день были у Скалистых гор. Мои опасения, что по размытой дороге мы будем долго добираться до места не оправдались. Похоже золотари, работающие недалеко от Усинского ГОКа, подровняли дорогу, засыпав промоины и расчистив осыпи. За час с небольшим, Форестер и Крузер долетели до моста через Малый Шатай, где я и планировал сделать лагерь.
   Попрощавшись с Виталием, мы поставили палатки, перенесли продукты и заготовленные дрова под мост. Стоянка оказалась весьма не плохой. Следующий день мы планировали добраться до мегалитической гряды на Скалистых горах.
   11 августа. Собрав вещи и немного еды для радиального похода мы с Димой стартанули прямо по ручью на верх. Мои ожидания, что нам также легко удастся взойти на Башню, а после по хребту пройти до интересующих нас мегалитов, не оправдались. За месяц сильно поднялась трава, да и заломы у ручья серьёзно сбивали темп. Подойдя к первому цирку мы разделились. Дима пошёл по верху, а я через безымянное озеро, чтобы набрать воды. Встретились мы уже на Башне спустя полтора часа. До наших мегалитов оставалось ещё далеко, поэтому мы решили идти напрямик, а не вокруг по хребту. Нашей целью были два высоких каменных останца на хребте Скалистых гор. К своему удивлению в этих дебрях на вершине мы нашли хорошо набитую пешеходную трассу, которая уходила куда то вниз. Немного проследовав по ней мы взяли курс на мегалиты. Проблуждав ещё пару часов, за кронами деревьев показались скальные монолиты. Выйдя наверх я обнаружил два великолепно сложенных каменных останца, вертикально возвышающихся на плато. Мы с Димой разбрелись в разные стороны и я стал щёлкать камерой, выискивая интересные ракурсы. Благо, погода стояла хорошая и эти кадры оказались весьма достойными.

Но дальше случилось то, чего я совсем не ожидал - быстро набежали тучи, поднялся ветер и разразилась гроза. Каменные великаны никак не хотели позировать. Плато быстро затянуло туманом. Если до этого мы обсуждали вопрос, чтобы остаться здесь на ночёвку у костра и ещё за день осмотреть весь хребет и его мегалиты, то после таких событий решено было спускаться к мосту. Гроза оказалась только началом общей непогоды, пришедшей в эти края надолго. К восьми вечера по мелкому моросящему дождю мы спустились в базовый лагерь.
   12-13 августа. Я всё ещё рассчитывал, что за сутки непогода закончится и нам удастся в общих чертах осмотреть район близ озера Рыбное. Но вместо одного дня под мостом, у костра мы просидели двое суток. В первую же ночь случилось интересное событие.
   Часа в три ночи я проснулся от громкого сопения возле наших палаток. Все свои охранные прибамбасы и нож я держу всегда под рукой, когда мне приходится ночевать в неуютной тайге, особенно у воды. Вонь которая заполнила окружающее пространство ясно давала понять, что по лагерю шарится медведь. Пакеты с едой ещё вечером мы заблаговременно высоко подвесили на штыри опор моста, так что утащить здесь было нечего. Из соседней палатки донёсся шепоток Димы : " Серёга, держи нож при себе ". Какое то время я размышлял, начинать ли для начала греметь чашками, чтобы обозначить своё присутствие, но видя что мой напарник ничего не предпринимает, пока воздержался от этого. Минут через пять пиликнула световая сигнализация на машине. Этого хватило, чтобы медведь отошёл в тайгу. Больше он нас не беспокоил.
   После суток затяжного дождя я всё ещё не терял надежды, что установится сухая погода, но ещё один день проведённый под укрытием не дал существенных изменений. Во второй день Дима решил прокатиться по дороге в сторону Усинского ГОКа. По возвращении он рассказал, что побывал у золотарей и пообщался с местными жителями. Про каменные останцы они, разумеется, знали, так как в тех краях собирают чернику. Та тропа, которую мы нашли двумя днями ранее, была набита ими и вела от серпантина к хребту. Его они называли Седлом. Больше ничего существенного по этой территории узнать не удалось.
   14 сентября. Моё терпение закончилось, так как погода и не думала меняться. Я окончательно потерял мотивацию к исследованию района озера Рыбного, так как затянувший горы туман не позволял отыскать каменные останцы в условиях плохой видимости. Мы собрали вещи и отправились хотя бы приблизительно осмотреть некоторые из останцев первого ряда. Несколько из них были видны прямо с дороги. Подходы к этому мегалитическому участку не в пример Скалистым горам были "прогулочными". К тому же в сторону Рыбного озера вела разбитая колея, по которой перед нами бодро пробежал уазик. Наверное озеро было названо так не случайно и местные рыбаки временами посещали этот водоём. Два каменных останца в дымке тумана - это всё что я нашёл на том хребте. Я конечно же пробежался по окрестностям, чтобы попытаться что-нибудь разглядеть, но увы ! Единственное, что удалось выяснить - этот район исследовать будет легче чем Скалистые горы. Дорога здесь проходит прямо через хребет, а путешествовать по гольцам одно удовольствие. Но это уже будет наверное в следующем году. Так просто я уже с этой темы не слезу.

Мнение автора :

Как я и написал в начале статьи, это направление всплыло внезапно, как только я стал задумываться об исследовании комплекса Тигиртыш - Поднебесные Зубья в Кузнецком Алатау. Подобные каменные останцы на пустынных плато всегда поражали меня своей неестественностью. Этот комплекс во многом похож на Кутурчинское белогорье, и здесь я также рискну выдвинуть гипотезу об искусственности некоторых здешних мегалитов. Во всяком случае маятник указывает именно на это.
   К возможной рукотворности подобных скальных останцев я отношусь весьма осторожно, но факт в том, что энергонасыщенность этого района Кузнецкого Алатау ясно мной ощущается уже после Беренжака.
  Известно, что энергоактивные зоны древние люди активно использовали, в частности для создания культовых объектов. А по масштабам и степени сохранности каменных форм можно делать выводы об очень древнем их происхождении.
   По данным Е.П. Блавацкой, написавшей при посредничестве Махатм "Тайную доктрину", ещё несколько миллионов лет назад сушу Земли представлял огромный лемурийский континент, имевший форму подковы. Он захватывал в том числе и территории нынешней Сибири, где существовала цивилизация многометровых гигантов, которыми руководили божественные посланники Ману, давшие им разные полезные технологии.
   Поэтому весьма возможно, что древние лемурийцы на заре становления человечества несколько миллионов лет назад использовали природные особенности этого места и создали нетехнологичные мегалитические конструкции, которые по прошествии столь долгого времени превратились в необычные каменные останцы. Если и не все, то некоторые уж точно.

16.09.2018 г.
                                                                                                                                                                                   Ростовцев Сергей
                                                                                                                                                                                         Сайт Рубикон
                                                                                                                                                                            www.rubikonriver.narod.ru

Если у вас есть что сказать по данной теме и дополнить материалы новой не известной ранее информацией, пишите мне на E-Mail.