Самбыл. Саянская шамбала.
 
   - На границе между Хакасией и Тувой есть знаменитый Самбыльский перевал и гора Самбыл в виде мужской головы. «Самбыл» и «Шамбала» чем-то созвучны... За перевалом Самбыл открывается сказочная панорама прекрасных гор со снежными вершинами. И мы попадаем в волшебную горную страну. А может быть, Самбыл и есть врата, направляющие путников в Шамбалу ? Тугужекова
  
   Тема Шамбалы весьма загадочна в среде разного рода эзотериков западного мира ещё с начала 19 века, с тех пор как о ней рассказал Н.К.Рерих. В большинстве своём страну Шамбалу ищут в Тибете, во всяком случае многие попытки отыскать её предпринимали советские спецслужбы и немецкие исследователи "Аненербе" именно там. Желания были самые прозаические - заручиться поддержкой Повелителей мира и получить внечеловеческие технологии.
  Согласно знаменитой среди тибетских мудрецов "Книге Дзян", в мире существует два источника силы:  
   - "Источник правой руки", проистекающий из подземного святилища, из оплота медитации, символического града Агарти. Это - источник светлой силы, порожденный созерцанием, где живут древние Посвященные, тайно руководящие ходом мировых событий. Это сокровенный мистический центр Земли, местонахождение Царя Мира.
   - "Источник левой руки" - это средоточие материальной мощи. Он струится из города, расположенного на земной поверхности. Это град зла, именуемый Шамбалой, над которым властвует Царь Страха. Тот, кто заключит с ним союз, станет владыкой мира.
  Шамбала и Агарти это два полюса добра и зла, тайно вмешивающиеся в ход процессов, происходящих на Земле. Если о Шамбале ещё что-то известно из тех же работ Рерихов, то об Агарти есть лишь два источника : книга Сент-Ива д`Альвейдра "Миссия Индии" (1866 г.), и книга польского писателя Фердинанда Осендовского " И звери, и люди, и Боги " (1922 г.).
   Вот о последней мы и поговорим подробнее, потому что она напрямую связана с нашей сегодняшней темой.
   В своей книге Осендовский описывает скитания по Южной Сибири в период Гражданской войны, когда он бежал из большевистской России на юг из Красноярска через Саяны и Урянхайский край в Монголию. Там в северной Монголии в разговорах с ламами он и узнал о мистической подземной стране Агарти.     
   Исследователей, пытавшихся в последствии развивать эту тему, смутила единственная и существенная деталь - в самой Монголии ни историки, ни ламы, ни местные кочевники никогда ничего не слышали о подобной стране. Для местного духовенства возможно эта тема и была табу, но вот молчание учёных с чем могло быть связано ? Может быть с тем что ничего подобного применительно к Монголии там и не было !
  В книге есть небольшой отрывок, который может указывать на местонахождение таинственной страны, вернее одного из входов в пространство полой земли :
   - Старики, живущие на Амыле, рассказывали мне древнюю легенду о том, как некое монгольское племя, спасаясь от ига Чингисхана, скрылось в подземную страну. Потом неподалеку от озера Ноган-Куль один сойот показал мне закоптелые ворота, ведущие, по его словам, в то самое царство Агарти. Когда-то давным-давно некий охотник проник через них в царство, а вернувшись, стал рассказывать всем об увиденных чудесах. И тогда ламы отрезали ему язык, чтобы он никому более не смог поведать о Тайне тайн. Осендовский
   Озеро Ноган-куль... такого водоёма в Монголии нет, да и все озёра там имеют  приставку Нур ( Убсу-Нур, Шара-Нур, Урэг-Нур...), а вот в нынешней Туве или Урянхайском крае начала 20 века, приставки Куль, или что более вероятнее Холь, встречаются повсеместно. Подобные нестыковки можно объяснить тем, что тогда  Урянхайский край фактически относился к территории Монголии.
  В Туве есть аж три озера Ноган-Холь, одно из них в 40 километрах от горы Самбыл, и вероятно Осендовский имел ввиду именно его, хотя вторая версия с местоположением второго озера северо-восточнее Кызыла тоже весьма перспективна, но об этом чуть ниже.
 
   Вообще хочется сказать, что если и были физические входы в Агарти, вот так вот сказочно оформленные с воротами и замкАми, то к нашему времени они вероятнее всего уже надёжно скрыты, ввиду того что Кали-Юга на дворе и конца ей судя по всему не видно, чтобы там разные предсказатели не вещали. Зло прямо так и норовит зайти дальше дозволенного и проникнуть в пространство внутренней земли, поэтому более безопасно вместо физических ворот создавать порталы в сакральных зонах и преимущественно в горах. Горы - идеальная среда для создания таких вот мест перехода в другие измерения и не только из-за их труднодоступности. Большие каменные массивы накапливают огромные потенциалы свободной энергии, а разные усилители вроде вогнутых зеркал концентрируют их в определённых точках, где и происходит сдвиг пространственно-временных миров.  
   Я не раз слышал истории об исчезновении людей попадающих в такие вот порталы и уходящих навсегда или перемещающихся в другое место нашего пространства. Подобные лифты существуют и для спуска в Шамбалу и они более безопасны в наше время Царствования Тьмы чем физические ворота, которые всегда пытались найти Тайные Правительства. Эти проходы очень быстро локализуются, хотя в прошлом посвящённые о них хорошо знали.
   Тому свидетельство существовавшие глубокие карстовые провалы на одном из соседних хребтов Западного Саяна, говорящие о наличии пустот под горными массивами того района. Лет семь назад мы пытались организовать туда экспедицию, чтобы осмотреть эти карстовые провалы в настоящее время уже полностью засыпанные. Но ещё в конце 80-х это были глубокие открытые воронки, ведущие глубоко в недра земли :  
   - При падении камней в провал, лишь через долгий промежуток времени раздавался глухой гул от ударов о гранитные стены воронки. Из отчёта геологов
  
   Ещё больше информации для размышления дано в книге Вадима Южного " Тайна великой могилы". Там автор узнаёт, что в Западном Саяне есть место, которое возможно связано с мистической страной Шамбалой :
  -  По описаниям индусов, страна Шамбала лежала у подножия горы Самбыл-Тасхыл, в бассейне реки Хан-Тенгри, где за стеной ледяного тумана скрыты города, монастыри, цветущие кущи. И там жили монахи, владевшие сокровенным знанием.
  Наши Саяны конечно не Тибет, но подозрительные топонимы и гидронимы заставляют задуматься. Есть и гора Самбыл и рядом с ней Ан Тасхыл, а также возле хребта протекает река Кантегир - Хан Тенгри. Недаром в буддийской традиции Саяно-Алтай считается Северной Шамбалой. Монголы до XIX века также называли эти места Шамбал, поэтому эти подсказки могут быть вовсе не случайными.
   Ещё в 2007 году, когда я только начинал заниматься комплексом Ергаки, был сильно удивлён скоропостижным бегством из этого каменного города атлантов исследователя Туэло, который поднял на поверхность эту тему, а потом элементарно о ней забыл. И ушёл он не куда-нибудь, а на Самбыл. В тот район Туэло организовал несколько исследовательских экспедиций, о которых нигде не писал. Некоторые фотографии, привязки к местным гидронимам и сказочные ченнелинги - вот собственно те крохи, которые я поднял с его экспедиций. Материалов по этому направлению у меня не было, поэтому я не спешил вести собственные расследования, как это сделал в 2007 году в Ергаках. Единственное упоминание о Самбыле Туэло привёл в собственном "отчёт об эзотерической экспедиции на Самбыл" опубликованном на портале Владимира Носова - исследователя мест Силы Южной Сибири. Но здесь кроме "астральных полётов" ничего привлекающего внимания не оказалось.
   Но и это ещё не всё, что может показаться подозрительным в этой загадочной теме. Странностей в той местности хватает. Об очередной из них в следующей главе.
   
   Могила Чингисхана.
 
   В книге Вадима Южного помимо упоминания о сибирской Шамбале есть информация, которая заслуживает не меньшего внимания и связана она с именем великого сотрясателя Вселенной - Чингисхана, вернее с его последним пристанищем. Существует версия, что армия непобедимого полководца воевала за идею единого космического Бога Тенгри, а воины Чингисхана были своего рода "крестоносцами", пытавшимися искоренить лжерелигии Старого Света и Ближнего Востока, поработившие Дух Евразии.
   Учитывая масштаб Духа Чингисхана, могила полководца должна  находиться не просто на его родине, но и в значимой сакральной зоне того региона. Известно, что Чингисхан был родом из царского рода Борджигин, жившего в саянских горах. На урянхайский (тувинский) след указывает и известный летописец 13 века Рашид-ад-дин :  
   - Пять тысяч лучших воинов племени Урянхай сопровождали гроб с телом полководца на родину. Начальником войска был Удаджи, или Даджи.
   Урянхаями назывались древние жители нынешней Тувы. Урянхайский край просуществовал до начала 20 века, а после вошёл в состав Советского Союза. Примечательно, что на севере Тувы есть посёлок Тоджа, одноимённый с именем урянхайского сопроводителя Чингисхана Даджи. В этом посёлке на протяжении многих веков проживают лесные урянхиты, предки которых возможно и составляли тот эскорт великого Хана, а после его захоронения, по легенде, несколько десятилетий охраняли его могилу, пока там не вырос лес и она не слилась с окружающей местностью. Кстати, одно из озёр Ноган-Холь расположено близ озера Тоджа. И вот здесь как раз и всплывает версия о захоронении Чингисхана близ урянхайских ворот в Шамбалу у реки, которая носит его имя - Хан-Тенгри. 
   А теперь представьте себе армию урянхайцев, пробирающуюся на лошадях по горам Западного Саяна, ну вот примерно как Суворов через Альпы. Представить конечно можно, но без дороги как-то весьма сомнительно. И дорога такая тоже есть, и даже не одна. Среди саянских народов она носит название дороги Чингисхана.
 
   Дорога Чингисхана.
 
   На северо-западе Тувы по сей день можно увидеть остатки сооружения, которое местное население называет "дорогой Чингисхана". Большая ее часть, с некоторых пор оказалась затоплена водами Саяно-Шушенского водохранилища, а другие остатки этого древнего шоссе остались лишь в районе тувинского поселка Шанчы. Монументальная кладка из каменной плитки, хорошо укрепляющая дорогу, проложенную по отвесным обрывистым кручам над Енисеем, и сейчас производит впечатление на тех немногих, кто посещает эти места.
   Многие путешественники-исследователи прошлого обращали внимание на эту достопримечательность и приводили ее описание. Так, англичанин Д. Каррутерс в 1914 г. сообщил следующее:
   - Между Джакульской (ныне Чаа-Хольской) долиной и рекой Хемчик мы нашли хорошо сооруженную большую дорогу, шириной 6 ярдов, поднятую над уровнем окружающей ее степи, с канавами по обеим ее сторонам. Полотно этой дороги было так же ровно и так же хорошо укатано, как и на любой английской большой дороге. Проходящие караваны, которые обычно оставляют позади себя ряды глубоких, параллельно тянущихся небольших впадин, образуемых ногами лошадей или верблюдов, следующих обычно друг за другом гуськом, на поверхности этой дороги не оставляли никакого следа. Она тянется с прямолинейностью былых римских дорог между двумя вышеупомянутыми пунктами, на протяжении приблизительно 50 миль. Нам представляется, однако, маловероятным, чтобы объем торговли здесь когда-либо мог достигать таких размеров, чтобы потребовалось даже сооружение для этого особо огромного пути. Назначение этой дороги остается для нас необъяснимым.
   Данная дорога соединяет ряд крепостей расположенных в Саянском каньоне. Городища тянутся цепочкой в долинах рек Хемчик и Чадан, в устье Ак-Суга и Элегеста, на левобережье Улуг-Хема, между его притоками Чаа-Холь и Барлык, на озере Тере-Холь.  Один турист так и написал однажды :
   - А мы один раз в Саянах, в верховьях реки Кантегир, наткнулись на остатки древних строений, стен ... города???
   Именно эти здания и искал автор книги, пытаясь выйти через них на саянскую Шамбалу, а также отыскать могилу великого полководца.
   Конечно же это вот такая красивая мистическая версия, и академическая наука на сей счёт имеет своё мнение отличное от нашего. Известный в Хакасии учёный Л.Р. Кызласов утверждал, что дорога эта "на деле являлась не чем иным, как длинной оборонительной стеной (со рвом с северной стороны), которая была сооружена в местах, не имеющих естественных преград". В голос вторит ему и другой исследователь Тувы С.И. Вайнштейн, который считал, что это сооружение "фактически является средневековым оборонительным валом значительной протяженности".
   Действительно, в равнинных районах возможно это так и было, особенно потому что передвигаться по степи можно и без всяких дорог, а вот на горных склонах в Саянском каньоне Енисея, выше устья Хемчика на значительных участках вдоль берега "дорога Чингисхана" представляет собой кочевую тропу, а не оборонительные сооружения. Вдоль тропы даже встречаются искусственно созданные пещеры, где и в наши дни можно укрыться в непогоду.
   Было ли как говориться или не было, что в 13 веке пять тысяч урянхайцев везли тело своего предводителя по этой дороге, а потом захоронили его в окрестностях Самбыла и верховьях Кантегира у ворот в мистическую Шамбалу, нам доподлинно не известно, но если подшить все эти странности в одну папочку с целью проверить на местности их состоятельность, то очень может статься что эти поисковые мероприятия выльются в целое направление. 
 
   Мнение автора : 
 
   Тема Самбыла стала формироваться пожалуй только в прошлом году, хотя предпосылки к развитию этого направления появились значительно раньше. Сначала это была так и не состоявшаяся экспедиция к карстовым провалам Западного Саяна, позже, собирая информацию о городах древних цивилизаций Саян подобных Эргаку, я и вышел и на Самбыл.
   Разумеется никаких физических проходов в Шамбалу у Самбыльского хребта уже не осталось, а порталы в иные измерения надёжно охраняются хранителями Врат, но это совсем не означает, что данное направление не получит своего продолжения. В любые мерзопакостные времена, кои безусловно сегодня и переживает наша страна, есть такие вот ориентиры Света, на которые и обращают внимание искатели высших Знаний. К тому же легенды гласят, что любой человек, уставший от безумия "верхней" жизни, если будет искать, то найдет подземное царство Агарти, как это было в прошлые времена с целыми народами, уходившими навсегда под землю, туда где нет войн и насилия, где широко развита наука и культура, а люди живут долго и счастливо. И может дорогу в эту мистическую страну следует поискать в Западном Саяне ?
  
   05.02.2017 г.
                                                                                                                                                                                   Ростовцев Сергей
                                                                                                                                                                                          Сайт Рубикон
                                                                                                                                                                             www.rubikonriver.narod.ru
 
   Материалы по теме :
 
   1. В.Южный. "Тайна великой могилы".
   2. Загадочная страна Агарти. Форум Ykt.ru.
   3. Ф.Осендовский "И звери, и люди, и боги"
   4. Д.Т.Туэло. Отчёт об эзотерической экспедиции на Самбыл.
   5. Блог СибВед. Вал Чингисхана.
   6. В.Носов. Тайна могилы Чингисхана - саянская версия.
 
 
    Если у вас есть что сказать по данному вопросу и дополнить материалы новой не известной ранее информацией, пишите мне на E-Mail.