Каменный
лабиринт Узынхыр.
Не доезжая Абакана, в Хакасии есть посёлок Пригорск. Он был образован
в советское время для обслуживания военного комбината. А в
постперестроечное время стал "городом-призраком", как и многие другие
моногорода России. Но разговор наш пойдёт не о нём, а о расположенном
неподалёку месте, которое как раз и подпадает под тематику моего сайта.
В настоящее время место это носит название Узынхыр, что в переводе с
хакасского означает "длинный хребет". Оно действительно находится на
невысокой возвышенности, с которой
отлично
просматривалась вся Салбыкская степь в
Долину Царей.
Этот хребет так бы и остался незамеченным ( сколько таких вот хребтов по
Хакасии ), если бы в 90-х археологи не
обнаружили там тянущиеся низкими
кладками цепочки камней.
Поверхностно исследовав комплекс, учёные не сильно вдохновились
находкой, сочтя её малоперспективной. Камни составлявшие кладку были
"малорослые", петроглифов на них не было, да и рассматривать культовое
назначение этих построений они не стали. Но комплекс всё же попал в
археологические справочники получив скупое название "Пригорск-1", с таким
же унылым описанием.
Так бы и остался незамеченным это комплекс, если бы в 00-х, в
десятилетие взрыва интереса ко всему непознанному, сюда стали заезжать
люди различных эзотерических течений, а в последствии и сторонники
альтернативной истории.
А зацепиться там было за что. Конечно каменные цепочки со временем
утратили свою единообразность. Часть участков кладки просто выпало из
комплекса, тем самым нарушив древний рисунок, и в настоящее время Узынхыр
не представляет особого интереса для обывателей. Смотреть здесь,
конечно, не на что ! Особенно, если почти рядом находится мегалитический Салбыкский курган. Но вот для эзотериков это место может показаться
весьма любопытным.
Еще совсем недавно каких-то 10 лет назад про эту площадку знали всего
несколько шаманов… Но в последствии в Интернете информация об Узынхыре
стала доступна более широкому кругу людей, интересующихся этими темами.
Как и положено в таких случаях отдельные специалисты стали проводить на
местности какие-то свои исследования, выдвигать гипотезы, которые в
нашем случае вливались в три потока.
Итак, рассмотрим основные версии, объясняющие происхождение комплекса
Узынхыр :
1. Крепость.
На первый взгляд может показаться, что эта версия вышла из недр
официальной науки. Хакасские археологи часто принимают эту позицию в
отношении тех или иных "ископаемых" памятников культуры в республике.
Однако как уже было сказано, официальная наука не проявила должного
интереса к исследованию этого комплекса ни тогда в 90-х, ни в 00-х, ни
тем более в 10-х.
Как сказал один из представителей этого лагеря Евгений Данькин,
старший научный сотрудник республиканского музея :
- Копать на Узынхыре особо
нечего, ведь культурный слой там не более чем на два штыка лопаты, а
дальше - скальный грунт. Да и чтобы серьезно изучить это место, средства
нужны серьезные, ведь провести раскопки необходимо будет на площади в
несколько квадратных километров !
Но денег
как известно нет, и в будущем не предвидится. Поэтому местность остаётся
нетронутой к радости некоторых исследователей.
Любая наука такова, что в ней
есть как
общепринятые, так и альтернативные точки зрения. Альтернативщики от
науки вполне могут обосновать наличие крепости на месте Узынхыр. Вот,
например, одна из таких "крепостных" версий :
-
Это фундамент большого здания - наиболее
значительного сооружения комплекса, которое могло быть крепостью или
культовым сооружением, а, возможно, совмещало эти функции. Вероятно,
построено оно было из дерева с фундаментом на высоту всадника. Фундамент
выложен из красного камня-плитняка и сегодня незначительно выступает над
поверхностью. Вход в сооружение по традиции - с востока. На входе раньше
лежала круглая плита, около полутора метров в диаметре, явно
обработанная человеком. Когда-то, возможно, она венчала деревянные
столбы на входе, а, возможно, была порогом.
Интересна архитектура здания : внутри сразу после входа - фундамент
округлого помещения, к которому словно раковина прилепилось полукругом
помещение поменьше. Эти две комнаты как бы заключены в округлые
помещения большего размера, располагающиеся подобно кругам, идущим от
брошенного камня. Вокруг внешней стены располагаются, по-видимому,
фундаменты двух сторожевых башен (опять же округлых!), и они -
значительно массивнее внутренних. Слева от входа, снаружи - два
фундамента прямоугольной формы.
А как же поселение
снабжалось водой ? Трудно предположить, что древняя крепость была
построена в безводной степи, или что воду сюда подавали из реки, на дне
русла которой сегодня разместился Пригорск. Никаких остатков
ирригационных сооружений, по крайней мере, окрест, не находили. Где-то
рядом, предполагают ученые, был выход подземных вод, которые по разлому
скального грунта подымались вверх.
Неподалеку от крепости -
могильный курган, ниже по склону, стразу за стенами сторожевых башен -
остатки фундаментов сооружений поменьше: жилищ, мастерских. На двух
близлежащих холмах – руины древних святилищ поменьше. Вокруг одного из
места ритуальных действий несколько каменных сооружений, напоминающих
маленькие ДОТы. Если ими кто-то и пользовался, то это были люди очень
маленького роста. В лощинке между святилищем и крепостью - "коридор" из
невысоких камней. Он сильно напоминает наконечник стрелы, только
двойной, как кавычка - ». Одна часть наконечника - аномальная зона где
"течет" отрицательная энергия, воздействие которой на человека –
негативное. Поэтому бывать в подобных местах дольше 15 - 20 минут
нежелательно. Этот "коридор", возможно, использовался для проведения
обряда посвящения в воины, для того, чтобы людей психологически
подготавливать к обряду, вводя в транс.
Ниже холма с развалинами
выложена еще одна стрела из каменных плит, которые едва заметны над
землей. Так что обнаружить её можно, только подойдя вплотную.
Не менее интересны два
камня, неподалеку от стрелы, едва видные из зарослей травы – один
побольше, другой – поменьше.
Как выяснилось, стоят они в
степи не просто так, а находятся в центральной части двухполюсной
биолокационной аномалии. Это так называемые "ворота", которые составляют
мужской и женский камни. И хотя по размеру они значительно меньше
аналогичных, известных хакасским археологам и историкам сооружений,
принцип действия ворот тот же, что и в Салбыкской долине. Эти малые
ворота на территории Узынхыра, как и каменные стрелы, ориентированы на
Салбыкские ворота, то есть на запад, чуть южнее основной оси. По прямой
от развалин Узынхыра до Большого Салбыкского кургана - около 35 км.
Задорожная М.
Следует сказать, что все три версии назначения Узынхыра весьма условны и
часто взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Многое же из этого
описания притянуто за уши к этой резонансной теме. Каждому хочется иметь
в своём регионе Стоунхендж, Баальбек, но не везде нужно проводить
аналогии.
2. Городище. Эта версия пришлась по душе альтернативным историкам
со славянской направленностью. Слава уральского Аркаима многим покоя не
даёт, поэтому чуть ли не в каждом регионе Сибири в отчаянных головах
возникают такие вот арийские городища с удивительной архитектурой и
великим прошлым. Вот, например, диалог из статьи "
Древний арийский город Зенхыр "
:
- Впервые о загадочном древнем городе я услышал пару лет назад от
знакомого краеведа, проживающего в Черногорске.
- Есть в нашей стране и
более древний, чем Аркаим, Арийский город, и учёным это прекрасно
известно, - заметил мой собеседник.
- Однако они, видимо,
считают, что не пришла ещё пора, шокировать современников этим
открытием, так как многие всё ещё не пришли в себя после открытия
«Страны городов».
- И где находится этот
город? - удивлённо спросил я.
- Да, в общем-то, далеко
ходить не надо, - смеясь, ответил краевед.
- Причём это не простое
поселение эпохи бронзы, а целый Храмовый Комплекс. Образно говоря, его
можно назвать «дедушкой» Аркаима. Расположен он за посёлком Пригорок, но
серьёзные раскопки в этом месте никогда не проводились.
Сергеев
С.
Весьма смелые заявления о том, что город зарыт в землю на самом деле ни
на чём не основаны. Как утверждают специалисты, да я и сам видел
каменистую хакасскую землю,
глубина культурного слоя там менее полуметра и это в центре памятника,
многие же выкладки расположены практически на коренных скальных породах.
И это серьёзная причина не начинать там раскопки, потому что копать там
нечего. О том как пришли в эти края арии-афанасьевцы, построили город
Зенхыр, и жили в нём на протяжении столетий, после чего ушли, бросив сие
замечательное строение, мы слышим из таких вот заявлений.
По моему мнению никто здесь не жил. И дело тут не в том, что воды здесь
отродясь не было ( на
Сундуках
тагарцы хоть каналы сделали, а здесь ветер по полю гуляет ). Поблизости
нет курганов, где массово хоронили людей, ну если конечно не
предположить, что их отвозили в салбыкскую степь. А там по масштабам
погребальных комплексов следует, что жили здесь одни высокопоставленные
жрецы и вельможи. Отсюда вытекает собственно и третья версия назначения
этого сооружения.
3. Храм.
В пользу этой версии свидетельствуют
геофизические данные наличия в этом месте геомагнитных аномалий.
Достаточно взять магнитометр, или компас, что бы в этом убедиться. Это
же подтверждают экстрасенсы и шаманы, которые видят здесь разноцветные
вихревые потоки. По традиции древних народов, населявших ранее эту
территорию, местный храм не представлял из себя высокотехнологическую
постройку. Это был своего рода каменный лабиринт выложенный из
необработанных камней на вершине невысокого хребта.
Вот что пишет сторонник
храмовой версии краевед Владимир Носов :
- Храмовый комплекс
занимает площадь в несколько десятков гектар и представляет собой
различные каменные выкладки в виде мини лабиринтов, в центре квадрат
каждая из сторон которого около ста метров, к нему примыкают две
небольшие пристройки. Скорее всего, стен у комплекса никогда не было, а
выкладки обозначают места выхода энергии. На мой взгляд, ключом
понимания предназначения этого древнего храма, может стать описание
обряда "Посвящение Стихиям", описанный Георгием Сидоровым в 4-м томе "Хронолого
- эзотерического анализа развития современной цивилизации".
Того же мнения придерживается Валентина Тугужекова
профессор ХакНИИЯЛИ. Валентина Николаевна самолично обошла комплекс с
биолокационной рамкой и обнаружила выходы как положительных так и
отрицательных энергий.
Сторонники храмовой версии считают, что вести здесь
раскопки не нужно и даже опасно.
Вот ее точка зрения :
- В 90-е годы, в один из
приездов в Хакасию Леонида Романовича Кызласова, я показала профессору
остатки фундаментов под Пригорском. И когда он осмотрел все, то сказал,
что никому из современников не доверил бы исследовать это место.
Узынхыр - однозначно не могильник, это
сакральное место. Гипотез, что же это такое – много, у каждого
исследователя свои.
К сожалению, среди современных представителей науки
нет общей концепции изучения археологических объектов. Наши археологи
видят только то, что раскопают.
Нежелание изучать Узынхыр у археологов скорее всего связано
с проблемой классификации этого
объекта как археологического памятника. Дело в том, что в Хакасии, да и,
наверное, во всей Сибири нет исследованных памятников подобного типа.
Хотя я считаю, что это не столько их решение. Безопасность любой
сакральной территории контролируется Свыше, поэтому часто бывает, что
подступится к тому или иному объекту нет никакой возможности. Да и если
вы посмотрите предложенные фотографии, то вряд ли сможете зацепиться
вниманием за что-то более-менее стоящее. Изучать здесь нужно не
материальный план, но специалистов по этим вопросам единицы.
Мнение автора :
На Узынхыре мне удалось побывать два раза. Помню как
Владимир Носов инструктировал нас на поиск этого места : "
Проедете Пригорск, дальше находится свалка, от неё дорога на хребет ..."
Свалка и сакральная зона слова в наше время почти синонимы.
Узынхыр лишён той сакральное некромантики, что присуща салбыкской долине.
Место здесь светлое и позитивное. Если внимательно понаблюдать, там
могут проявить некоторые интересные феномены. Мне лично кажется, что сны
там будут яркие и временами пророческие.
Когда археологи пишут о проблемах с классификацией объекта они забывают,
что подобные Узынхыру объекту повсеместно находят по всей Хакасии. Это
так называемые горные СВЕ, представляющие из себя цепи каменных
выкладок, концентрирующих и перенаправляющих энергию тектонического
разлома на котором и построены. Примитивные каменные построения не
вызывают желания у археологов их исследовать, но для эзотериков могут
быть весьма интересны.
Каменный лабиринт Узынхыра чем то похож на лабиринты
Карелии,
и методы работы с этой мегалитической постройкой древности должны
быть весьма похожими.
Могу даже предположить, что Узынхыр ритуально был как то связан с
Салбыкской долиной и её погребальными земляными пирамидами, также как
связаны жизнь и смерть, свет и тьма, тонкий и физический мир...
17.12.2017 г.
Ростовцев Сергей
Сайт Рубикон
www.rubikonriver.narod.ru
Материалы по теме :
1.
Древний арийский город Зенхыр. Родобожие.
2.
Места Силы Южной Сибири. Храмовый комплекс Узынхыр.
3.
Задорожная М. Загадка Узынхыра.
Если у вас есть что сказать по данной теме и дополнить материалы
новой не известной ранее информацией,
пишите
мне на
E-Mail.