Сундуки -Храм времени Северной Хакасии.
                               
   - Вот приоткрылись «Сундуки» и вырвались из них духи Преисподней и помчались они, злобно воя, вдоль реки. Поберегись-ка опасностей ! Однако, если ты силен и готов совершать геройские подвиги, то попробуй заглянуть в «Сундуки», пока они открыты. Там ты, в случае удачи, добудешь живую воду. Она сделает тебя бессмертным…
 
   Открытие тайн этого необычного места широкому кругу людей всецело принадлежит новосибирскому учёному Виталию Ларичеву, который с группой энтузиастов уже три десятилетия ведёт свои исследования на этом участке северной Хакассии.
   - Четверть миллиарда лет назад вознеслись до самого Неба пять фантастической красоты пирамидальных гор, именуемых в просторечии Сундуками. Ларичев
 
   Виталий Епифанович Ларичев - доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора теоретической археологии и информатики Института археологии и этнографии СО РАН Новосибирска.
  Историк-востоковед, историограф, археолог и палеоастроном. 
 
 
   А началось всё ещё в конце 70-х, когда Ларичев начал раскопки поселения Малая Сыя в Северной Хакасии.
   - Они неожидаемо для всех удревнили начало освоения Сибири Homo sapiens примерно на 10 тыс. лет, чем предполагалось прежде (событие это вышло за пределы 30 тыс. лет!), а сама культура весьма озадачила очевидной, кажется, невероятностью — наличием своеобразных, изготовленных из камня предметов искусства. Обнаружение таковых не предполагалось в Сибири, как считалось, медвежье глухой периферии расселения «людей разумных» Евразии. Ларичев
   По мнению фундаментальной  науки такого не могло быть, поэтому результаты этого открытия были скомпрометированы и насильственно прерваны. Но именно это событие подвигло учёного продолжить свои исследования Северной Хакасии, чтобы найти и другие свидетельства культурного и духовного прошлого этой территории.    
                          
   Комплекс пирамидальных скал сразу привлёк внимание Ларичева и его коллег, однако добраться до Сундуков в то время было не так просто.
   - Места, прилегающие к «Сундукам», считаются в округе опасными. Причина заключалась не в боязни свирепствующих там неделями разгневанных неведомо чем духов. Просто огибающие «Сундуки» с двух сторон небольшие речушки, притоки Белого Июса — Черная и Черемушка, при разливах превращали округу в гиблую низину, где при неосторожности можно было исчезнуть без следа. К тому же летом мириады болотных комаров, тучи мошкары делали пребывание там невыносимым, а многочисленные змеи, гнездящиеся в расщелинах скал, превращали прогулку по склонам гор и у подножий их в рискованное предприятие. Ларичев
   Но оснований считать, что в глубокой древности природные условия были иными у учёных не было. Лишь два десятка лет до этого начались работы по осушению этих заболоченных земель Минводхозом СССР и только в середине 70-х здесь впервые появились учёные. Пройдя по насыпанным землеустроительным дамбам, сотрудники Северо-Хакасской экспедиции Института истории, филологии и философии СО АН СССР (Новосибирск) начали свои исследования Сундуков.
   При поверхностном осмотре местности, прилегающей к Сундукам, с высоты скальных вершин, удалось рассмотреть всю территорию.
   - Низинная, сильно заболоченная, прикрытая непролазными кустарниками и березовыми рощицами котловина, по которой некогда петляли малые речки, притоки Белого Июса, а из-под земли которой било множество ключей ледяной воды, простиралась на десятки километров к северу и на восток. Ее со всех сторон окружали горы, склоны которых четко очерчивали дальний горизонт, а стержневую часть составляла цепь Сундуков левобережья главной реки. Они протянулись вдоль нее, почти совмещаясь друг с другом, в направлении, близком азимуту север-юг. Ларичев
           
   Эта скальная гряда произвела на учёных большое впечатление. Каждый из пяти Сундуков, в особенности Первый, выглядели подобиями природных пирамид.
  С каменных вершин их далеко просматривались восточный и западный горизонты, а также точки, определяющие направления
на астрономические север и юг.
   - Все это вместе взятое, а главное – Сундуки, высоко вознесенные над перенасыщенными водой низинами вытянуто овальной котловины, не могли не взволновать любого, кто был хоть мало-мальски осведомлен о космогонической концепции индоевропейцев, объясняющей начало становления мироздания (о появлении из вод океана Мировой горы). Ларичев
   Эта местность как нельзя лучше отражала космогонию древних жителей этой территории. Более подходящего для реального олицетворения мифа о начале сотворения Вселенной с поднятия из "первозданных вод" невиданного размера Мировой горы едва ли удалось найти.
   - Июсская котловина предоставляет для того два основополагающих элемента – труднодоступные пространства болот, являющих собой вязкую смесь воды и бесформенной массы «текуче зыбкой земли», засасывающей все живое глинистой тины, и как бы чудом вознесенные над «водами» Сундуки. Ларичев

                                                                         Мировая гора.

    В мифологии многих стран Земли самой широко распространенной и основополагающей идеей является идея видения мироздания в обличье Мировой горы поднимающейся из вод Первозданного океана. Она, как утверждали древние философы достигала высоты орбиты Солнца. Это из за её горных склонов появлялись, а затем скрывались, чтобы вновь оказаться на небосклоне, Луна, Солнце, планеты и звезды.
   Устойчивое и неподвижное состояние в той системе занимала Полярная звезда, которая находилась в зените небесного купола, сверкая прямо над вершиной Мировой горы.
   Вселенская гора именовалась обитателями Северной Африки и Евразии по разному. Так, египтяне называли ее Сар или Дэт, халдеи Переднего Востока – Гарсак Баббара, индоарии Среднего Востока и Центральной Азии – Хаара Березайте, индусы – Су Меру, китайцы – Кунь Лунь.
   Обобщая известное о Мировой горе, можно в предельно кратком изложении описать ее так: на скалистой вершине «порождения океана» фонтанировал источник живой воды. Четыре потока ее стекали по склонам, давая начало рекам и озерам земли и неба. Там же, на вершине, восседали сам Созидатель мироздания и прислуживающие ему Боги высшего ранга – управители Вселенной. У подножия той горы обитали первые представители рода людского, а также животного и растительного миров. В последующем, по завершению вселенского масштаба катастрофы (всесокрушающего потопа), они покинули прародину, северные области земли, и расселились по континентам, освоив благоприятные для скотоводства и земледелия пространства средних и южных широт.
   Миф о Мировой горе оставался востребованным на протяжении многих тысячелетий. В особенности бережно сохраняли его представители жреческих кланов индоариев. Северный ареал земли, вплоть до недосягаемых из-за вод, льда и завалов снега Приполярья  воспринимался ими стороной прародины, откуда предки начали свой исход в южные края. Они покинули подножия первозданной горы  из-за невозможности обитания в тех краях. В том видится теперь главная причина того, что где бы затем ни оказывались сообщества индоариев, всякий раз служители их богов, жрецы, превращали самую эффектную по живописности возвышенность местности освоения за земное воплощение той самой, вселенского ранга Мировой горы, с появления которой началось мироздание и где со временем появились великие боги, творцы всего наделенного жизнью. Эта гора и прилегающие к ней территории превращались в сакральное место. Оно и обустраивалось в строгом согласии с религиозно культовыми канонами жречества.
   Поразительно, но июсская Меру выглядит соответствующей главным канонам устроения «Мировой Горы» индоевропейцев.
 
                                                                    Оросительная система.
 
   Не менее удивительным открытием является масштабная система древних водных каналов расположившихся по всей долине, в центре которой и находится горная гряда Сундуков. Это так называемая Июсская оросительная система. Современные учёные относят её к тагарской археологической культуре 2000 лет до н.э.
  Подобных систем построенных на основе древних оросительных каналов в Минусинской котловине несколько. Помимо Июсской есть ещё две крупных : Уйбатская и Койбальская оросительные системы.
       
   Ниже привожу краткую характеристику оросительных систем, почерпнутых мной из книги известного советского археолога Киселёва С.В. "Древняя история Южной Сибири" :
   - В настоящее время оросительные системы представлены каналами, водосборными прудами, искусственными озёрами. На месте степи, где применялось искусственное орошение, возникли заливные и сухие луга и участки древесной растительности.      
                           
   Водные каналы имеют различную ширину и глубину. Среди них можно выделить – магистральные каналы, каналы 1-го и 2-го порядка. Все оросительные системы в весенне-летний период наполняются водой из крупных рек.
   Магистральные каналы – это самые крупные каналы, они имеют глубину от 1 до 1,5–2 м и ширину от 14 до 20 м. Данные каналы несут основной поток воды от реки в степные участки к полям или озёрам.
   На каналах имеются гидротехнические сооружения. К ним относятся мосты, шлюзы и переправы. В местах таких сооружений русло канала выстлано бетонными плитами и укреплено каменистыми насыпями. Мосты построены из бетонных блоков, между которыми имеются достаточно крупные щели. Железные шлюзы представляют собой гидротехнические сооружения для
регулирования потока воды и имеют различные полые отверстия и щели.
   Каналы 1-го порядка представляют собой рвы, окаймленные земляными валами. Их глубина около 0,7 м и ширина до 2–3 м.
   Каналы 2-го порядка (оросители) характеризуются глубиной 0,2–0,5 м и шириной до 1 м.
   На некоторых системах существуют ещё и транзитные каналы, которые несут воду к наливным озёрам от магистрального канала либо от одного озера к другому. Примером тому служат транзитные каналы на Койбальской оросительной системе. Эти каналы представляют собой искусственно выкопанные рвы шириной до 4–5 м и глубиной до 1 м, как правило, с илистым дном.
На некоторых участках данных каналов образуются неглубокие разливы воды в виде топких болот с небольшими открытыми зеркалами воды и песчаными островками в них. По краям эти разливы заросли тростником, а близ уреза воды образовались песчано-илистые берега, непокрытые растительностью.
   Водные каналы присутствуют на всех оросительных системах. Кроме того, в структуру той или иной системы входят водосборные пруды или искусственные озёра.
   Водосборные пруды – это искусственные котлованы, заполненные водой, минимальная глубина которых составляет 0,1–0,5 м, а максимальная – 1,6–2 м. Пруды имеют прямоугольную форму площадью до 20 га (200х1000 м). Каждый пруд имеет по 2 шлюза. Один шлюз используется для заполнения пруда с магистрального канала, а второй – для спуска в каналы 1-го
порядка.
   Искусственные озера – это крупные водохранилища с глубиной от 5,5 м до 35 м и площадями от 155 га до 1200 га.
 
    Восстановление древних водных каналов началось в 1926 году ( Уйбатский оросительный канал ) и набрало обороты во второй половине ХХ века. К 70-м гг. ХХ века на территории Минусинской котловины насчитывалось 56 оросительных систем с 318 магистральными каналами общей протяжённостью 1450 км, орошаемая площадь около 70 тыс. га. Но в связи с упадком сельского хозяйства в 90-е гг. ХХ в. большая часть оросительных систем уже не функционирует.
                         
   Попробуем разобраться, что из себя представляет интересующая нас Июсская оросительная система и какие изменения были внесены в неё с приходом в Хакассию Советской власти.
   Осмотр каналов на местности и со спутниковых снимков показал, что на настоящий момент оросительная система вокруг Сундуков представлена всеми видами водных каналов : магистральные, каналы 1-го и 2-го порядков. Судя по моим наблюдениям, Июсская система подверглась незначительным изменениям и сейчас мы видим почти то же самое, что создали древние строители. Основу системы составляют каналы 1-го порядков, они прорезаны ровными линиями с высокой степенью точности, что отчётливо видно по спутниковым снимкам и тянутся на многие километры, разбивая пространство на правильные геометрические фигуры.
   Современные "гидростроители", видимо лишь немного подработали бульдозерами уже существовавшую до них сеть водных каналов, обустроив их шлюзами и мостами. 
   Система питается водой рек Белый Июс, Чёрная и Черёмушка, запуская потоки по всей долине, в центре которой и находится горная гряда Сундуков.
   Как  не вспомнить прототип горы Меру в Хакасии и обитавших у её подножия людей, занимавшихся сельским хозяйством на плодородных землях вокруг горы, где жили Боги.
   Остаётся только загадкой, как люди бронзового века не знавшие железа могли создать столь глобальную систему орошения фактически выкопав её вручную и запустив воду по каналам на многие километры. Ортодоксальная наука находит простые ответы : тысячи рабов с помощью подручных инструментов, выполнивших тяжёлую работу.
   Но даже если опустить вопрос о том как строилась июсская оросительная система - вариантов здесь не много, то авторство таких глобальных проектов не столь очевидно.
   Лично я склонен считать, что возраст оросительной системы значительно больше и относится по своей неоднозначности к наследию самой загадочной так называемой окуневской культуры 2000 лет до н.э., оставившей нам помимо прочего солнцеобразные лики на культовых камнях; самые масштабные курганы в Средней Азии, обрамлённые цепями из каменных кромлехов и сакральные центры вроде тех же Сундуков. Ведь достоверно известно, что в древние времена на этой территории долгое время жил могучий народ, который строил каменные дома, культовые комплексы - СВЕ, умело использовал землю для растениеводства, судя по оросительным системам, а также обладал достаточно внушительными знаниями ( как показали исследования ) в научных областях, таких как астрономия, календаристика, космогония и философия.  Это они три тысячи лет назад стали творцами северной цивилизации, равной по мощи цивилизациям юга Евразии.  
 
                                                                 Сундуки. Структура комплекса.
 
  Сакральный комплекс Сундуки состоит из пяти отдельно стоящих горных массивов. Эта цепь тянется с севера на юг и занимает площадь 6 кв. километров. Все без исключения Сундуки представляют собой своеобразные взлётные площадки - пологие с запада и обрывистые с востока. Древние жрецы видимо заметили эту примечательную особенность, так как она отражает силу и влияние Солнца. На востоке при восходе светило имеет наибольшую силу, которая убывает одновременно с движением Солнца на запад.
   Первый и самый впечатляющий Сундук с востока венчает каменный останец кубовидной формы вознесённый на 140 метров от уровня моря. Оттуда на десятки километров во все стороны просматривается линия дальнего горизонта, что идеально для проведения точных астрономических наблюдений. Это обстоятельство и стало отправной точкой для начала полномасштабных исследований Первого Сундука командой новосибирских учёных. К тому же древне хакасское название Сундуков - Охонол (место где велись наблюдения), что ещё больше уверило астроархеологов, как они сами себя называют, начать полномасштабные исследование именно на Первом Сундуке.
   С юга скалу подпирают четыре горы, имеющих подобный же вид скалистых гребней. Они ограничивают глубокие каньоны, по которым в древности стекали водные потоки, олицетворения первозданных рек — истоков всех рек земных и наполнители вод «Вселенского Океана».
   Исследование Четвертого Сундука привело учёных к новому открытию. В том месте, где мощные пласты розового песчаника глубоко погружались в землю, проступали остатки древних гробниц. Огромные плиты, каждая весом в сотни килограммов, прикрывали погребальные камеры, надежно оберегая покой мертвых. Весьма вероятно, что этот Сундук в древности использовался для захоронения жрецов, а в последствии и шаманов, знавшем о культовом значении этого места. Видимо здесь, в могиле шамана, по рассказам местных жителей, и был найден странный камень, на котором были изображены звёзды и созвездия.
   Здесь же найдена самая знаменитая "эпопея" из петроглифов, где рассказывается о схождении богатыря в нижний мир.
   Я уверен, что и другие Сундуки в те времена также служили каким-то сакральным целям, а отсутствие там находок является лишь следствием весьма поверхностного исследования этих гор.
 
   Учёные во главе с Виталием Ларичевым сосредоточили же своё внимание на Первом Сундуке и за несколько десятилетий нашли достаточно подтверждений для объяснения своих версий.
   - Сакральную значимость всех этих мест севера Хакасии подтверждают многочисленные святилища на вершинах гор, которые обрамляют «Первозданную Землю» по всему периметру. Там, в наибольшей близости к Небу, за сложенными из плит валами и стенами, отделяющими мир обыденный от мира святого, жрецы возносили молитвы высшего ранга богам. А у подножия каждого из Сундуков разместилось множество могильных полей с частоколами памятных плит. В каменистые же обрывы самих Сундуков были встроены храмы и астрономические обсерватории, предназначенные для наблюдений за восходами и заходами светил. Вблизи их свершались культово-обрядовые действа в память предков, во благо живущим и во славу богов. Ларичев
 
                                                                            Первый Сундук.

            

   - «Первозданная Земля» примечательна тем, что Создатель, согласно мифу о творении, воздвиг в центре ее гору, вершина которой достигала орбит Луны и Солнца. Первый Сундук, самый грандиозный из всех Сундуков «чаши», представляет почти идеальное отражение такой идеи. Ларичев
    Верхние кромки горы представляют собой протяженные скальные гребни. Они ограничивают обширные и глубокие пространства трех каньонов, в пределах которых располагаются астропункты и протохрамы, созданные для того, чтобы в определённое время можно было наблюдать Луну и Солнце.
   Ларичев и его команда единомышленников уверены что 4000 лет назад древние люди населявшие эту территорию превратили Первый Сундук в грандиозный Храм Времени. Многолетние исследования убедили их что древние обустроили эту гору под обсерваторию.
    Стратегических периодов в году, чтобы наблюдать за светилами, было не много :
    1. Весеннее равноденствие - 21 марта. День равен ночи. Солнце встаёт точно на востоке.
    2. Летнее солнцестояние - 21 июня. Самый длинный день в году.
    3. Осеннее равноденствие - 23 сентября. День равен ночи. Солнце встаёт точно на востоке.
    4. Зимнее солнцестояние - 22 декабря. Самый короткий день в году.
 
   Зачем древним жрецам нужно было следить за Солнцем ?
   - Именно даты равноденствий были важнее чем солнцестояние, потому что они позволяли точно определять длину года. Любая непогода могла отложить этот момент на год. Елена Гиенко  Доцент кафедры астрономии Сибирской Государственной Геодезической Академии.
   Возможно также, что это было частью их религии поклонения Солнцу, как например в царствовавшей тогда  Египетской цивилизации. Кстати, Ларичев нашёл много общего между этой цивилизацией и культурой древнего народа населявшего Июсскую долину.
   Первое что сразу бросилось в глаза - форма самого Сундука, напоминающего пирамиду с соколиной головой на вершине.
   По египетской мифологии правый глаз сокола это Солнце, левый - Луна. Ещё один плюс в пользу теории астрономической обсерватории.
                            
          
    По подсчётам учёных древним жрецам понадобилось сто-двести лет непрерывных астрономических наблюдений, чтобы создать такой комплекс работающий на протяжении тысячелетий.
   Чтобы наблюдать за светилами древние астрономы не использовали хитрых приборов. Жрецы находили точки на местности, с которых в определённые дни Луну или Солнце можно было наблюдать в каком-нибудь приметном скальном отверстии. Чтобы запомнить наблюдательную точку место помечали менгирами. А чтобы отделить мир Богов от мира смертных жрецы воздвигли каменный вал у подножия Первого Сундука, который существует и по сей день.
   Одним из первых вопросов поднятых Ларичевым был такой. Является ли древний комплекс Первого Сундука рукотворным, наравне с пирамидами Египта и очень похожему по функционалу астрономическому комплексу друидов Стоунхэнджу ?
     Можно было бы предположить, что найденный астроархеологами сакральный объект, имел искусственное происхождение и был сооружён руками древнего человека. Подозрения в человечесском вмешательстве навевают просторные проёмы в скальных гребнях, как будто их точно вырубали в скалистом песчаннике под определённое светило. Каменный останец Трон Шамана специально выполнен для наблюдения зимнего равноденственного восходящего солнца и расположен на линии Белая лошадь - Первый Сундук.
          
   Белая лошадь - это петроглиф, расположенный на соседней горе Солбон, расположенной в 3 километрах на северо-запад от Первого Сундука. Этот петроглиф появился там 16 тыс. лет назад. По мнению учёных так изображали группу звёзд из созвездия Льва. Тогда именно из этого созвездия вставало Солнце в день зимнего солнцестояния. Отсюда и наблюдение, что в этот день находясь у Белой лошади можно было видеть как солнце выходило из каменного сундука на вершине горы. Древние жрецы видимо вычислили это место и нанесли обозначающий петроглиф на скалу.      
                         
   Возвращаясь к версии возможной рукотворности Первого Сундука, следует отметить. что по сравнению со своими собратьями он имеет глубокие каньоны. По сведениям историков Хакассии документально подтверждено, что амфитеатр первого каньона был вырублен искусственно. Великолепная акустика этого места и площадь, позволяют разместить здесь несколько тысяч человек.
Вероятно здесь проходили духовные службы собиравшие большое количество людей, а наверху на каменном кубе выступал жрец.
   Опять же насколько большие физические возможности нужны были, чтобы выгребать тысячи тонн породы. Эта работа сопоставимая по масштабам со строительством оросительной системы.
   Однако учёные отвергают рукотворное происхождение горы.
  - Эта гора имеет абсолютно природное происхождение. Она и была интересна древним людям, что они в ней видели символы соответствующие их мифологии и религии. Сергей Паршиков. Институт физики СО РАН
 
   За 30 лет исследований Ларичев выяснил. что случайных отверстий на Первом Сундуке нет. Важно определить, что там и в какой период могли наблюдать.
   - Все здесь за десятилетия многократно исхожено и просмотрено — шаг за шагом, километр за километром, вдоль и поперек, и потому, кажется, не отыскать около пламенно красноцветных песчаниковых гор нечто новое. Но, видимо, неисчерпаемы сокровища скальных Сундуков, ибо каждый очередной полевой сезон не обходился без сюрприза. Ларичев
   Настоящим открытием для группы астроархеологов стали петроглифы подтвердившие мировозренческую теорию древних жрецов, уходящей своими корнями к космической мифологии индоевропейцев. 
   - Среди всего открытого на берегах Июса не доставало до недавнего времени памятника, который позволил бы прояснить загадочные обстоятельства появления на свет самой Мировой Горы. Известно, что событие это увязывалось в космической мифологии индоевропейцев с появлением в Хаосе громадного яйца, снесенного божественной птицей. Оно заключало в себе упорядоченные структуры готовой появиться в мире божьем Вселенной - Небо (скорлупа), круговые воды Мирового Океана (белок) и Земля, сферический желток в центре яйца, воплощение той самой Мировой Горы, столь эффектно представленное Первым Сундуком. Ларичев
   Случилось это событие в 2005 году. Астроархеологи, осматривая камни вблизи Первого Сундука, наткнулись на стену, сплошь покрытую многофигурными композициями. Среди изображений различных созданий была запечатлена и уникальная для наскального искусства Сибири, величественная картина.
   - В центре ее размещена главная компонента сюжета, повествующего о сотворении Вселенной - овальное, вертикально поставленное яйцо. Внутри его вписаны правильный круг вод Океана и сфера Земли, а в непосредственном соседстве с ним разместились 7 фигур первозданных богов. Тут же выбиты рисунки хищного орла с головами быков у концов широко расставленных крыльев, человека с поднятыми к Небу руками, высшего божества и 13 округлых символов светил, позволяющих считывать время по Луне и Солнцу. Плоскости храма доселе сохраняет от непогоды потолок - массивная песчаниковая плита, а у основания его лежат многотонные блоки, воплощенные в камне круглое плоское Солнце и такая же плоская, серповидных очертаний Луна. Восходы их, соответственно зимой и летом, наблюдались от храма над вершиной Первого Сундука, высота которого точно соответствовала высоте дальнего горизонта. Значит, он и при взгляде от нового храма опять-таки достигал высоты орбит обоих светил, в очередной раз подтверждая свой статус Мировой Горы. Ларичев
   Никогда ещё археологи не встречали на скалах ни Сибири, ни Центральной и Средней Азии, ни Индии, Ближнего Востока и Средиземноморья. Между тем, в древнейших мифах индоевропейцев, которые заселяли в далеком прошлом обширные пространства Евразии от Британии на западе до Индостана на востоке, такое Яйцо представлялось тем великим «Нечто», в образе чего индоарийским жрецам виделся Мир.
   Общий вид и структура этого Яйца в точности соответствует представлениям о Вселенной первого космолога Европы Анаксимандра I тыс. до н.э., который судя по письменным источникам позаимствовал эту схему у зороастрийских жрецов Ирана и Малой Азии. Внешний обвод Яйца, скорлупа его, представляла твердое звездное Небо, а три круга внутри («многослойный желток») — «кольца», орбиты Солнца, Луны и планет.
   Не менее интересна и иллюстрация хорошо известного в индоевропейской космогонической мифологии сюжета о чудесном появлении из Яйца, плавающего в первозданном Мировом океане, творца Вселенной, сияющего ослепительным светом Бога времени и пространства. Это его римляне нарекли Фанесом, а греки — Зевсом; индусы почтительно называли божество столь высокого ранга - Брахмой, а индоарии восточного Ирана, Средней Азии и степей Западной Сибири — Зурваном Даргавидатом, «Богом конечного времени», управляющего материализованным его усилиями Миром.
   Если сюжеты левой стены храма легко распознавались Ларичевым один за другим, то композиции правой стены выглядели сначала неподвластными истолкованиям. Лишь после множества дней просмотра, фотографирования и копирования рисунков в разное время суток, Ларичев смог интерпретировать и этот сюжет.
   - Часть плоскости занимало изображение Хаоса с причудливой путаницей кривых, угловатых и прямых линий и месивом образно неразличимых обрывков тел. Другой же отдел занимали чудовища храфстра. Они нападали на крылатые, антропоморфного вида божества, на людей и животных. Полчище мерзостного облика храфстра возглавляли уродливое существо с длинной шеей и с телом курицы, со змеевидным хвостом и поразительно длинными крыльями (подобие бога зла зороастрийцев Анхра-Манью) и тощий лев с впалым животом, рахитичным крылом и жадно распахнутой пастью. Они вышли на свет из темени Хаоса и вместе со своими неземного обличья помощниками, пылая яростной злостью, ринулись на бережно обустроенный богами Мир. То была картина жуткого, не на жизнь, а на смерть, столкновения полярных сил Мироздания. Это они, символические воплощения сил Добра и Зла, Света и Тьмы, Хаоса и Космоса, определяли в кровавых баталиях ход дел в Природе и судьбы людей, живых и отошедших в инобытие. Ларичев
 
   А теперь давайте познакомимся с главными открытиями новосибирских учёных, сделанных ими за годы исследований территории Первого Сундука.

  
                                                                   Первый каньон. 

   1. Астрокомплекс "Равноденственное окно".

 
   Здесь по расчётам учёных, древними жрецами могло происходить наблюдение восхода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий в период 1500 лет до н.э.
        
   В этот астрокомплекс входят четыре наблюдательные площадки, размещенные на южной окраине второго гребня, и «окно», сооруженное из крупных тяжеловесных плит в зоне небольшого, незначительной глубины проема верхней части первого гребня.
   Очевидно, что треугольное окошко выполнено из плиты которая намерено была поставлена здесь для того, чтобы ограничить поле видения солнца в определённый период.
   Крайние площадки «обсерватории», № 7 и № 5, четко ограничивали «период равноденствия», т.е. то время, в которое Солнце пересекает линию небесного экватора, сдвигаясь либо на север, определяя начало весеннего астрономического сезона, либо на юг, определяя начало осеннего астрономического сезона.
   Средняя наблюдательная площадка, № 6, размещена не симметрично относительно двух крайних и отражает момент наблюдения прохождения Солнца через «Окно»  в момент  средней даты между двумя солнцестояниями. Середина летнего и зимнего сезонов не совпадает с датами равноденствий примерно на двое суток из-за неравномерности движения Земли по орбите.
   - Специальные расчеты показали, что определение соответствующих дат выполнялось древними жрецами Первого Сундука с точностью в 1 сутки. Такая детальность проработки трудноуловимого календарного события не может не изумить любого историка астрономии. Ведь если определение дней солнцестояний летнего и зимнего состоит в фиксации крайних положений всходящего или заходящего Солнца относительно меридиана и не сложно на практике (светило всходит и заходит в одной и то же точке горизонта несколько дней), то ключевые даты равноденствий определить чрезвычайно трудно. Поэтому определение дней равноденствий древними жрецами следует считать очень значительным, по настоящему научного характера достижением. Ларичев
 
   2. Астрокомплекс «Арктур».
 
  Как засвидетельствовали разведывательные поиски учёных, древние астрономы, которые обустраивали «обсерваториями» первый каньон, были весьма озабочены точным установлением времени наступления равноденствий. Они решали эту проблему посредством наблюдения ярчайшей звезды созвездия Волопаса – Арктура, именуемого астрономами «Северным Сириусом». Эта звезда, как и Сириус в Египте, обладала для них великой календарной значимостью, но не в связи с летним солнцестоянием, как у народов Средиземноморья и Ближнего Востока, а с весенним равноденствием.
                     
   Прямоугольной формы окно для наблюдения звезды Арктур в дни весеннего равноденствия 1500 лет до н.э. размещается на вершине второго гребня, выше по склону от наблюдательных площадок астрокомплекса «Равноденственное окно» и образовано массивной плитой, которая по мнению Ларичева, была подбита древними астрономами и специально опущена вниз.
   Как удалось установить сразу же, после обнаружения, в «окне» не могли отслеживаться заходы ни Солнца, ни Луны, поскольку светила там элементарно не помещались. Один из учёных высказал предположение, что это скальное отверстие предназначалось для наблюдения одной из особо ярких звезд северной части небосвода – Веги или Капеллы. И в очередной полевой сезон (2003 г.) эта идея была проверена. Но звездой посещавшей это окошко 1500 лет до н.э. оказалась не Вега, а Арктур. Как рассчитали учёные, в то время Арктур вспыхивал в окошке за 15 минут до весеннего равноденствия.
   Идея использования появлений на небосклоне ярких звезд как знамений (предвестников) особо значимых календарных и астрономических событий хорошо известны историкам астрономии Древнего Египта, Греции и Вавилона (в долине
Нила восход Сириуса в дни летнего солнцестояния воспринимался жрецами божьим знаком, милостиво предвещающим разлив кормилицы реки).
   Подводя итоги изложенному, заметим, что среди множества астроархеологических объектов Первого Сундука пункт наблюдения гелиактического явления Арктура в «окне» накануне восхода Солнца в день весеннего равноденствия обретает ключевое значение. Помимо самого по себе поразительного факта, подтверждающего зарождение звездной астрономии Сибири в эпоху бронзы (окуневская культура), отметим три обстоятельства:
   1. этот астропункт позволяет уверенно датировать время особо интенсивного функционирования Первого Сундука в качестве грандиозного в масштабности центра астрономических наблюдений юга Сибири, не уступающего по значимости его современнику – Стоунхенджу Англии;
   2. вывод о наблюдении Арктура жрецами окуневской культуры подтверждает и объясняет совершенство и точность их лунно-солнечных календарей;
   3. поскольку Арктур занимал до недавних пор особо важное место в астральной мифологии коренных народов Сибири, перспективной становится решение проблемы реконструкции звездной мифологии окуневцев.
 
    3. Астрокомплекс "Овал".
 
   Неподалеку от места наблюдения звезды Арктур, около полусотни метров выше по склону и в непосредственной близости от скальной вершины Первого Сундука расположен еще один грандиозный астроархеологический комплекс. Он предназначался для наблюдения захода Солнца в дни летнего солнцестояния.
   Осуществление наблюдения за Солнцем в этом астрокомплексе
проводилось с вымостки из камней к настоящему времени уже частично разрушенной. Вокруг этой площадки уложены плиты и глыбы песчаника в виде овала. (фото слева)
   На вершине второго гребня расположена наклонная плита под основание которой и заходило Солнце в дни летнего солнцестояния (фото  справа).
   Чуть ниже плиты в скале вырублена небольшого размера ниша. Это своего рода протохрам - культовое место для ритуальных действий.
    В  его структуру входят крупная, массивная, округлых очертаний плита, уложенная наклонно над камерой грота и фиксирующая ее положение (препятствующая соскальзыванию вниз) вторая, полулунных очертаний плита. 
    Любопытно, что первая плита, размещается в том месте, где оказывается заходящее Солнце в дни летнего солнцестояния, если мысленно продлить маршрут его ухода за горизонт от плиты, установленной на краю гребня (фото справа).
   - Это обстоятельство дает право усмотреть в круглой плите, прикрывающей грот, скульптурное воплощение в камне диска Солнца. Видимо, дневное светило представлялось древним жрецам не шаровидным, а плоским, дискообразным. Ларичев
   Этот участок скалы смотрится скульптурным воплощением головы дракона с округлым глазом Солнцем (округлой плитой) и плитчатым рогом.
   Мифологическая интерпретация скульптурной головы дракона состоит в следующем.
   Глаз дракона (округлая плита над гротом) есть июньское Солнце времени летнего солнцестояния, а рог над храмом, место захода его, призван наглядно иллюстрировать эпизод ежегодного противоборства двух альтернативных божеств Мироздания, олицетворяющих свет и тьму, добро и зло, противоборства Солнца и Дракона, – светило в дни летнего солнцестояния, времени наибольшего своего могущества, ударяло при заходе прямо под рог чудовища с намерением сразить его наповал, а затем ослепляло – выжигало глаз, достигая местоположения грота.
   Есть и ещё одно обстоятельство, которое позволило Ларичеву и его команде принять идею культовости протохрама - его связь с астрокомплексом "Арктур".
   - В день летнего солнцестояния последний луч заходящего Солнца исчезал под наклонной плитой, установленной на гребне выше
протохрама, а в дни равноденствий заход Солнца наблюдался в щели, образованной правой гранью наклонно лежащей плиты (Арктура ) и левой стороной коренного выступа скалы .
Ларичев
                            
                  
     4. Протохрам восхода Солнца в дни летнего солнцестояния.
 
 
      Восход Солнца в дни летнего солнцестояния отслеживался с наибольшей точностью с площадки астрокомплекса, связанного с проемом в нижней части второго гребня (площадка находится примерно на равном расстоянии от структур обсерваторий «Равноденственное окно» и «Овал»).
   В структуры астрокомплекса и одновременно святилища входят восточный скальный обрыв с двумя отверстиями, размещенными одно над другим; скальная плоскость на противоположной, западной стороне проема с двумя желобами, ориентированными по касательной в
сторону отверстий, и узкий песчаниковый блок с ровной столообразной поверхностью, совмещенный со средней частью западной стены проема (место для жертвоприношений?). На той же стене чуть южнее размещается многофигурная композиция из выбитых рисунков.
  Специальные исследования со сложными процедурами геодезических измерений и вычислений позволили астрономам сделать заключение -  в проеме второго гребня осуществлялось отслеживание восходов дневного светила в дни летнего солнцестояния и следующих за ними суток солнцеворота, определяющих вместе начало месяцев астрономического лета. Естественно было предположить, что эти знаменательные явления сопровождались соответствующим культово-ритуальными действами, чему свидетельство найденные петроглифы.
 
                                                                        Второй каньон.
 
    5. Астрокомплекс и и протохрам "Солнце в Овне".
 
  Протохрам располагается по левому борту второго каньона невдалеке от устья его и поблизости от вала из плит, отгораживающего сакральное пространство Первого Сундука со всеми его культовыми памятниками от заболоченной долины реки Черной.
   Главная структурная часть астрокомплекса – колонна
останец, условно названная «грибком». Этот останец
с ровной площадкой наверху, где можно удобно стоять, прилегает к центральному участку скалы с разного вида выбитыми фигурами, в том числе с астрально знаковой композицией, представляющей картину вхождения Солнца (круг с точкой в центре) в созвездие Овна (два полукружия рогов, совмещенные с правым краем круга) и серпом молодой Луны, размещенной выше «Солнца в Овне», символа наступления весны.
    Как показали соответствующие астрономические расчеты, восходравноденственного Солнца мог наблюдаться с «грибка» в правом нижнем углу «Проема» в течение около десяти веков – от середины II тыс. до н. э. до
середины I тыс. до н.э. По этому случаю около протохрама свершались, надо полагать, культово ритуальные действа, посвященные наступлению весеннего астрономического сезона и возрождению природы по окончании зимы.
 
    6. Астрокомплекс "Летняя Луна" на небесном меридиане.

   Ну вот мы и добрались до наблюдения древними астрономами восходов Луны. Ларичев со своей командой обнаружил два таких места в пространстве Второго и Третьего каньонов. Сейчас мы поговорим о первом месте, где отслеживались восходы ночного светила  - астрокомплексе "Летняя Луна". 
  Центральную позицию здесь занимает глубоко вкопанная в землю наклонная стела, от которой ориентировались направления на север и юг. Измерения, проведенные от места расположения стелы, четко засвидетельствовали, что эти направления отмечались посредством приметных деталей рельефа северной и южной стен каньона. С помощью стелы, установленной на линии небесного меридиана, жрецы определяли время наступления полудня (в последнюю декаду июня плита в полдень и сейчас не отбрасывает тени), а также рубежи перехода от одного астрономического сезона к другому.
   Наибольший интерес из множества явлений, которые наблюдались от стелы на северо-востоке, вызывает возможность отслеживания восхода низкой летней Луны на юге – в зоне, видимо, искусственно прорубленного скального проема, который располагается около верхнего края южной стены каньона (фото справа). В этом своеобразном «Окне», через центральную зону которого проходит линия небесного меридиана, всходила полная летняя Луна в период. Ночное светило появлялось на короткое время, касаясь нижним краем скальной поверхности в месте прохождения меридиана, и тут же начинало заходить.
   - Это событие, которое наблюдалось лишь однажды, в конце периода
длительностью 18,61 года, четко и весьма наглядно сигнализировало древнему астроному о завершении одного много летнего периода смещений точек восхода ночного светила относительно Юга и начале очередного периода смещений, но уже направленных в противоположную сторону.
Ларичев
   Знание такой закономерности позволяет утверждать, что жречество Первого Сундука умело вычислять время наступления лунных затмений, что серьёзно поднимает авторитет древних астрономов, способных составлять благодаря своим наблюдениям календари движения светил.
 
                                                                     Третий каньон.
 
   7. Астрокомплекс восхода и захода высокой зимней Луны.
 
   В структурные объекты комплекса входят наблюдательные площадки, объекты наблюдений (отмеченные плитами характерные точки горизонта), а также «окно», пробитое в четвертом гребне, ограничивающем каньон с северной стороны.
  
   Относительное расположение визирных камней и наблюдательных площадок позволило Ларичеву сформулировать идею, суть которой сводилась к тому, что все эти структуры предназначались для отслеживания восхода и захода полной высокой Луны зимой в сутки полнолуния. 
 
 
 На основании всего изложенного можно констатировать, что Первый Сундук представлял собой в древности уникальный для Сибири и соседних регионов Азии грандиозный комплекс отслеживания небесных явлений в течение всего года  и мифологически оценивался в качестве Мировой горы.
   Здесь жрецы «вынуждали» Солнце, Луну и звезды обращаться вокруг священной горы, о чем как раз и повествуется в космогонического характера мифе индоариев. Для того стоило лишь отслеживать восходы и заходы светил, последовательно и в определенном порядке переходя от одного астропункта наблюдения к другому. Такой допуск подтверждает возможность восприятия Первого Сундука земной ипостасью космической Мировой горой.
   О том же свидетельствует и второй фундаментальный признак Мировой горы, четко отраженный в специфической особенности Первого Сундука, – достижения высоты неба. Чтобы убедиться в том, следовало взглянут на гору с астрономической площадки, расположенной в 3 км от нее на седловине горы Солбон. При таком позиционировании наблюдателя вершина Первого Сундука превращалась в место восхода Солнца в дни зимнего солнцестояния, что и следует воспринимать наглядным воплощением идеи древних натурфилософов Евразии о достижении первозданной Мировой горой высоты неба. В.Ларичев
 
   Мнение автора : Комплекс Сундуки является наиболее значимым силовым и сакральным объектом на территории Северной Хакасии. Учитывая наработки новосибирских учёных можно с большой долей уверенности говорить о высоком духовном и культурном уровне народа, создавшем на Первом Сундуке астрономическую обсерваторию. Масштабная древняя оросительная система, окружающая комплекс, является ещё одним доказательством культовости этого места. ( Храм всегда строился в центре города на возвышенности, чтобы его было отовсюду видно ). Развитое земледелие позволяло существовать большому сообществу людей, расположившихся вокруг сакральной горы, где жили Боги. Вход на неё для совершения культовых обрядов и наблюдений за небесными светилами разрешался только посвящённым жрецам.
   Символические петроглифы отличные по своему содержанию от других образцов наскальной "живописи" древних народов, населявших эту территорию, являют нам противостояние человека и странных существ, а также космогонию этого народа.
   Один из Сундуков видимо был использован для захоронения жрецов и вождей этого народа, а также как летопись духовной жизни одного из шаманов в более поздние времена.
   Ещё одним доказательством сакральности Сундуков являлась до недавнего времени их труднодоступность. Этот комплекс был окружён болотами, что мешало большинству людей близко подобраться к Храму. Такое нестандартное решение, часто выбирают Хранители мест, чтобы закрыть значимые объекты. Однако в настоящее время, когда болота были осушены, поток людей на Первый Сундук сильно увеличился. Для защиты комплекса были приняты меры и был создан музей-заповедник, при содействии того же Ларичева. Подъездные дороги для автомобилей к горе были перекрыты. Оно и к лучшему.
 
   25.08.2015 г.
                                                                                                                                                                            Ростовцев Сергей
                                                                                                                                                                                 Сайт Рубикон
                                                                                                                                                                     www.rubikonriver.narod.ru
                                                                                                                                                        
   Материалы по теме :
 
   1. Чудеса Хакасии. Сундук. Телекомпания РТС, 2011 год.
   2. Сундуки - великий сакральный центр Северной Хакасии. В.Е.Ларичев.
   3. Сайт Музей-заповедник "Сундуки".
 
 
   Если у вас есть что сказать по данному вопросу и дополнить материалы новой не известной ранее информацией, пишите мне на E-Mail.