Виталий Епифанович Ларичев - доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора теоретической археологии и информатики Института археологии и этнографии СО РАН Новосибирска. Историк-востоковед, историограф, археолог и палеоастроном. |
Мировая гора.
В мифологии многих стран Земли самой широко распространенной и основополагающей идеей является идея видения мироздания в обличье Мировой горы поднимающейся из вод Первозданного океана. Она, как утверждали древние философы достигала высоты орбиты Солнца. Это из за её горных склонов появлялись, а затем скрывались, чтобы вновь оказаться на небосклоне, Луна, Солнце, планеты и звезды.- «Первозданная Земля» примечательна тем, что Создатель, согласно мифу о творении, воздвиг в центре ее гору, вершина которой достигала орбит Луны и Солнца. Первый Сундук, самый грандиозный из всех Сундуков «чаши», представляет почти идеальное отражение такой идеи. Ларичев Верхние кромки горы представляют собой протяженные скальные гребни. Они ограничивают обширные и глубокие пространства трех каньонов, в пределах которых располагаются астропункты и протохрамы, созданные для того, чтобы в определённое время можно было наблюдать Луну и Солнце. Ларичев и его команда единомышленников уверены что 4000 лет назад древние люди населявшие эту территорию превратили Первый Сундук в грандиозный Храм Времени. Многолетние исследования убедили их что древние обустроили эту гору под обсерваторию. Стратегических периодов в году, чтобы наблюдать за светилами, было не много : 1. Весеннее равноденствие - 21 марта. День равен ночи. Солнце встаёт точно на востоке. 2. Летнее солнцестояние - 21 июня. Самый длинный день в году. 3. Осеннее равноденствие - 23 сентября. День равен ночи. Солнце встаёт точно на востоке. 4. Зимнее солнцестояние - 22 декабря. Самый короткий день в году. Зачем древним жрецам нужно было следить за Солнцем ? - Именно даты равноденствий были важнее чем солнцестояние, потому что они позволяли точно определять длину года. Любая непогода могла отложить этот момент на год. Елена Гиенко Доцент кафедры астрономии Сибирской Государственной Геодезической Академии. Возможно также, что это было частью их религии поклонения Солнцу, как например в царствовавшей тогда Египетской цивилизации. Кстати, Ларичев нашёл много общего между этой цивилизацией и культурой древнего народа населявшего Июсскую долину. Первое что сразу бросилось в глаза - форма самого Сундука, напоминающего пирамиду с соколиной головой на вершине. По египетской мифологии правый глаз сокола это Солнце, левый - Луна. Ещё один плюс в пользу теории астрономической обсерватории. По подсчётам учёных древним жрецам понадобилось сто-двести лет непрерывных астрономических наблюдений, чтобы создать такой комплекс работающий на протяжении тысячелетий. Чтобы наблюдать за светилами древние астрономы не использовали хитрых приборов. Жрецы находили точки на местности, с которых в определённые дни Луну или Солнце можно было наблюдать в каком-нибудь приметном скальном отверстии. Чтобы запомнить наблюдательную точку место помечали менгирами. А чтобы отделить мир Богов от мира смертных жрецы воздвигли каменный вал у подножия Первого Сундука, который существует и по сей день. Одним из первых вопросов поднятых Ларичевым был такой. Является ли древний комплекс Первого Сундука рукотворным, наравне с пирамидами Египта и очень похожему по функционалу астрономическому комплексу друидов Стоунхэнджу ? Можно было бы предположить, что найденный астроархеологами сакральный объект, имел искусственное происхождение и был сооружён руками древнего человека. Подозрения в человечесском вмешательстве навевают просторные проёмы в скальных гребнях, как будто их точно вырубали в скалистом песчаннике под определённое светило. Каменный останец Трон Шамана специально выполнен для наблюдения зимнего равноденственного восходящего солнца и расположен на линии Белая лошадь - Первый Сундук. Белая лошадь - это петроглиф, расположенный на соседней горе Солбон, расположенной в 3 километрах на северо-запад от Первого Сундука. Этот петроглиф появился там 16 тыс. лет назад. По мнению учёных так изображали группу звёзд из созвездия Льва. Тогда именно из этого созвездия вставало Солнце в день зимнего солнцестояния. Отсюда и наблюдение, что в этот день находясь у Белой лошади можно было видеть как солнце выходило из каменного сундука на вершине горы. Древние жрецы видимо вычислили это место и нанесли обозначающий петроглиф на скалу. Возвращаясь к версии возможной рукотворности Первого Сундука, следует отметить. что по сравнению со своими собратьями он имеет глубокие каньоны. По сведениям историков Хакассии документально подтверждено, что амфитеатр первого каньона был вырублен искусственно. Великолепная акустика этого места и площадь, позволяют разместить здесь несколько тысяч человек. Вероятно здесь проходили духовные службы собиравшие большое количество людей, а наверху на каменном кубе выступал жрец. Опять же насколько большие физические возможности нужны были, чтобы выгребать тысячи тонн породы. Эта работа сопоставимая по масштабам со строительством оросительной системы. Однако учёные отвергают рукотворное происхождение горы. - Эта гора имеет абсолютно природное происхождение. Она и была интересна древним людям, что они в ней видели символы соответствующие их мифологии и религии. Сергей Паршиков. Институт физики СО РАН За 30 лет исследований Ларичев выяснил. что случайных отверстий на Первом Сундуке нет. Важно определить, что там и в какой период могли наблюдать. - Все здесь за десятилетия многократно исхожено и просмотрено — шаг за шагом, километр за километром, вдоль и поперек, и потому, кажется, не отыскать около пламенно красноцветных песчаниковых гор нечто новое. Но, видимо, неисчерпаемы сокровища скальных Сундуков, ибо каждый очередной полевой сезон не обходился без сюрприза. Ларичев Настоящим открытием для группы астроархеологов стали петроглифы подтвердившие мировозренческую теорию древних жрецов, уходящей своими корнями к космической мифологии индоевропейцев. - Среди всего открытого на берегах Июса не доставало до недавнего времени памятника, который позволил бы прояснить загадочные обстоятельства появления на свет самой Мировой Горы. Известно, что событие это увязывалось в космической мифологии индоевропейцев с появлением в Хаосе громадного яйца, снесенного божественной птицей. Оно заключало в себе упорядоченные структуры готовой появиться в мире божьем Вселенной - Небо (скорлупа), круговые воды Мирового Океана (белок) и Земля, сферический желток в центре яйца, воплощение той самой Мировой Горы, столь эффектно представленное Первым Сундуком. Ларичев Случилось это событие в 2005 году. Астроархеологи, осматривая камни вблизи Первого Сундука, наткнулись на стену, сплошь покрытую многофигурными композициями. Среди изображений различных созданий была запечатлена и уникальная для наскального искусства Сибири, величественная картина. - В центре ее размещена главная компонента сюжета, повествующего о сотворении Вселенной - овальное, вертикально поставленное яйцо. Внутри его вписаны правильный круг вод Океана и сфера Земли, а в непосредственном соседстве с ним разместились 7 фигур первозданных богов. Тут же выбиты рисунки хищного орла с головами быков у концов широко расставленных крыльев, человека с поднятыми к Небу руками, высшего божества и 13 округлых символов светил, позволяющих считывать время по Луне и Солнцу. Плоскости храма доселе сохраняет от непогоды потолок - массивная песчаниковая плита, а у основания его лежат многотонные блоки, воплощенные в камне круглое плоское Солнце и такая же плоская, серповидных очертаний Луна. Восходы их, соответственно зимой и летом, наблюдались от храма над вершиной Первого Сундука, высота которого точно соответствовала высоте дальнего горизонта. Значит, он и при взгляде от нового храма опять-таки достигал высоты орбит обоих светил, в очередной раз подтверждая свой статус Мировой Горы. Ларичев Никогда ещё археологи не встречали на скалах ни Сибири, ни Центральной и Средней Азии, ни Индии, Ближнего Востока и Средиземноморья. Между тем, в древнейших мифах индоевропейцев, которые заселяли в далеком прошлом обширные пространства Евразии от Британии на западе до Индостана на востоке, такое Яйцо представлялось тем великим «Нечто», в образе чего индоарийским жрецам виделся Мир. Общий вид и структура этого Яйца в точности соответствует представлениям о Вселенной первого космолога Европы Анаксимандра I тыс. до н.э., который судя по письменным источникам позаимствовал эту схему у зороастрийских жрецов Ирана и Малой Азии. Внешний обвод Яйца, скорлупа его, представляла твердое звездное Небо, а три круга внутри («многослойный желток») — «кольца», орбиты Солнца, Луны и планет. Не менее интересна и иллюстрация хорошо известного в индоевропейской космогонической мифологии сюжета о чудесном появлении из Яйца, плавающего в первозданном Мировом океане, творца Вселенной, сияющего ослепительным светом Бога времени и пространства. Это его римляне нарекли Фанесом, а греки — Зевсом; индусы почтительно называли божество столь высокого ранга - Брахмой, а индоарии восточного Ирана, Средней Азии и степей Западной Сибири — Зурваном Даргавидатом, «Богом конечного времени», управляющего материализованным его усилиями Миром. Если сюжеты левой стены храма легко распознавались Ларичевым один за другим, то композиции правой стены выглядели сначала неподвластными истолкованиям. Лишь после множества дней просмотра, фотографирования и копирования рисунков в разное время суток, Ларичев смог интерпретировать и этот сюжет. - Часть плоскости занимало изображение Хаоса с причудливой путаницей кривых, угловатых и прямых линий и месивом образно неразличимых обрывков тел. Другой же отдел занимали чудовища храфстра. Они нападали на крылатые, антропоморфного вида божества, на людей и животных. Полчище мерзостного облика храфстра возглавляли уродливое существо с длинной шеей и с телом курицы, со змеевидным хвостом и поразительно длинными крыльями (подобие бога зла зороастрийцев Анхра-Манью) и тощий лев с впалым животом, рахитичным крылом и жадно распахнутой пастью. Они вышли на свет из темени Хаоса и вместе со своими неземного обличья помощниками, пылая яростной злостью, ринулись на бережно обустроенный богами Мир. То была картина жуткого, не на жизнь, а на смерть, столкновения полярных сил Мироздания. Это они, символические воплощения сил Добра и Зла, Света и Тьмы, Хаоса и Космоса, определяли в кровавых баталиях ход дел в Природе и судьбы людей, живых и отошедших в инобытие. Ларичев А теперь давайте познакомимся с главными открытиями новосибирских учёных, сделанных ими за годы исследований территории Первого Сундука.
1. Астрокомплекс "Равноденственное окно".
Здесь по расчётам учёных, древними жрецами могло происходить наблюдение восхода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий в период 1500 лет до н.э. В этот астрокомплекс входят четыре наблюдательные площадки, размещенные на южной окраине второго гребня, и «окно», сооруженное из крупных тяжеловесных плит в зоне небольшого, незначительной глубины проема верхней части первого гребня. Очевидно, что треугольное окошко выполнено из плиты которая намерено была поставлена здесь для того, чтобы ограничить поле видения солнца в определённый период. Крайние площадки «обсерватории», № 7 и № 5, четко ограничивали «период равноденствия», т.е. то время, в которое Солнце пересекает линию небесного экватора, сдвигаясь либо на север, определяя начало весеннего астрономического сезона, либо на юг, определяя начало осеннего астрономического сезона. Средняя наблюдательная площадка, № 6, размещена не симметрично относительно двух крайних и отражает момент наблюдения прохождения Солнца через «Окно» в момент средней даты между двумя солнцестояниями. Середина летнего и зимнего сезонов не совпадает с датами равноденствий примерно на двое суток из-за неравномерности движения Земли по орбите. - Специальные расчеты показали, что определение соответствующих дат выполнялось древними жрецами Первого Сундука с точностью в 1 сутки. Такая детальность проработки трудноуловимого календарного события не может не изумить любого историка астрономии. Ведь если определение дней солнцестояний летнего и зимнего состоит в фиксации крайних положений всходящего или заходящего Солнца относительно меридиана и не сложно на практике (светило всходит и заходит в одной и то же точке горизонта несколько дней), то ключевые даты равноденствий определить чрезвычайно трудно. Поэтому определение дней равноденствий древними жрецами следует считать очень значительным, по настоящему научного характера достижением. Ларичев