Тропа шаманов Тогуз-Аз.
 
    Скальный массив Тогуз-Аз, что в переводе с хакасского означающий "девять ртов" - одно из самых интересных мест Северной Хакасии. Он расположен на правом берегу Белого Июса, там, где река возле села Ефремкино выходит с гор на степную равнину. Особый интерес для исследователей и путешественников здесь представляют многочисленные провалы пещер и гротов.  
   
   Некоторые из них открыты, но судя по бьющим у подножия скал источникам ещё больше пустот всё ещё скрыты от человека. Некоторые путешествующие по здешним местам видят в изгибах скального массива образ мифического многоголового дракона с зияющей чернотой его открытых ртов. Эти пещеры связаны между собой паутиной троп, идущих прямо над обрывами. Эти тропы, которым не одна сотня лет, образуют целую сеть и носят название Тропы предков или Тропы шаманов.
   Второе определение этой тайной до нашего времени дороги является более точным, так как пещера в представлении шамана и сейчас является лоном Земли, которое в представлении древних, было вратами в мир духов.
   - Символ пещеры многозначен. Он означает жесткие тиски реальности - тесноту пространства, тягучесть времени и вместе с тем - аскетизм, суровую скудость чистых стихий : воды, земли, камня. Пещера может быть вместилищем зла, притоном злодеев и одновременно - убежищем духа, кельей отшельника. Пещера символизирует возврат назад - в глубь времен, в материнское лоно. Но главное: пещера - это символ иномирности, включенной в нашу обыденность. Это знак перехода, предельности Бытия.
   В психиатрии существует удачное понятие: "пограничные состояния". Именно в таких предельных, переходных состояниях Бытия и человека находится посетитель подземелья.
В.Г.Иванченко, новосибирский спелеолог.
   Обрывки сведений о верованиях и обычаях жителей древней Сибири, долетевшие до нас сквозь века, сообщают о великой значимости пещер, как связующего элемента между средним человеческим и нижним миром духов. Обряды, связанные с пещерами, несли в себе много значений, но основное было связано с идеей рождения и перерождения всего живого.
   По представлениям хакасов женское божество состоит из глины и находится в лежачем положении, с раскинутыми ногами. И душа умершего попадает "на переработку", для последующего возрождения именно через это лоно внутрь Земли -прародительницы  в хранилище душ рода. В представлении хакасов с этим связано и восприятие детородных органов и женского чрева не только как символов рождения, но и как смерти - перерождения.
   - Входы в гроты, представлялись Предку входами в мир загробный, где возможна встреча как с чудовищами мира мертвых, так и с духами - покровителями, а проходы под арками соответствовали пониманию перехода в иную реальность, похожую и на родную, и отличную от земного мира. Вероятно, путь проходили не сразу. Человек, пришедший за мистическим опытом, проходил лишь какую-то часть, возвращался, затем через некоторое время, сочтя себя подготовленным для постижения Законов пути, вновь выходил на тропу. О.Добров, новосибирский спелеолог.
   Первый грот, что встречает путешественника на тропе шамана это грот Проскурякова. В конце 19 века Павел Степанович Проскуряков, учитель красноярской гимназии, вёл активные изыскания на территории всей Енисейской губернии. Грот Проскурякова - небольшая пещера, в которой в период неолита обитали люди. При раскопках в этой пещере, традиционно для подобных мест, были обнаружены кости когда-то съеденных животных, керамические предметы быта, а стены грота украшают сделанные охрой и уже малоразличимые рисунки, датируемые учёными 2 тысячелетием до н.э. Подобные изображения часто способствовали развитию фантазии у современных исследователей пещер, которые наделяли их высоким философским смыслом.
   - От грота тропа ведет наверх влево и по скальному кулуару, через низкую карстовую арку, выводит на верх скальной стенки. Далее путь идет вверх по гребню хребта по парковому лиственничному лесу. Справа за скальными отвесами русло Белого Июса, слева пологими увалами спуск к ручью Смородиновый. Затем тропа поднимается еще выше и выводит к правому борту глубокого лога. Здесь наша дорожка теряется, зато на противоположном склоне лога хорошо просматривается другая тропа, начинающаяся из долины ручья Смородиновый, от древних курганов, что за селом Ефремкино. По тому, как врезалась она в склон, видно: здесь прошли сотни людей. Добров
   Ввиду того, что основные гроты начинаются дальше по хребту и по хорошо сохранившейся тропе из степной зоны от ручья Смородинового , сюда с древности спешили шаманы, чтобы поклониться известным им богам и принести свои дары, а взамен попросить помощи в различных делах. На этих скальных вершинах они оказывались одинаково близко и к высшим небесным богам и к темным силам, притаившимся в вечной тьме подземелий. Каждый шаман выполнял волю своего народа и вымаливал помощь у тех сил, в которые верил.
   Нынешнее же поколение эзотериков воспринимает процесс прохода тропы Предков как некий медитативный процесс с приобщением к древнему сакральному знанию через правильное восприятие природных объектов.
   Здесь на тропе Шамана можно найти несколько достаточно крупных сквозных пещер и небольших гротов. Главный из девяти ртов - это Большая Тохзасская пещера, представляющая собой тоннель 12 на 15 и глубиной 30 метров. У входа, посередине пещеры, ранее находилось три больших камня, около которых были видны следы древнего кострища с пережженными костями, золой и углями. На восточной стене пещеры, вблизи входа, сохранились древние рунические надписи предположительно эпохи древнего государства Динлин – предков современных хакасов, которые свидетельствуют о культовом значении этой пещеры. Специалисты по древнетюркскому письму перевели её так :
 
   - Придя на Алту-Шан
   Мое государство, мой хан
   Это великое и героическое
   Имя мое Герой Агдам Ынал
   Мой брат пришел благополучно
   Спустившись (с гор) и узнав…
 
   Немало над изменением облика поработали и современные учёные - прямо под сводами входа зияет разведочный шурф археологов.  Найденные предметы позволяют предположить, что пещера была обитаема ещё тридцать тысяч лет назад. И сейчас вряд ли можно разобраться, когда её просто использовали как жилище, когда это был сакральный объект, а когда зона противостояния противоборствующих группировок. На стенах пещеры встречаются выбоины от взрывов, возникшие в период Гражданской войны при боях между повстанцами Ивана Соловьёва и отрядом большевиков Аркадия Голикова-Гайдара. Эту тему я подробнее раскрыл в теме Кашкулакской пещеры, находящейся в 10 км от этого места.
   Несмотря на то, что здесь в разное время обитали люди вряд ли пещера служила местом постоянного жилища. Уж больно далеко расположен ее входной портал от ближайшей воды. Да и отвесные скалы, окружающие площадку перед входом, делали весьма трудоемким доставку дров. Скорее всего, пещера имела культовое и магическое значение, а также являлась самым важным объектом комплекса Тогуз-Аз
  Дальше шаманская тропа петляя уходит вверх, где находится ещё один масштабный объект - грот Трёхглазая арка.
  
  Эрозия разрушила пещеру, оставив лишь часть подземных галерей с зияющими дырами в её потолке и небольшим балконом над ней.
  Выше трёхглазой арки забираются не многие. Тропа там еле заметна и имеет множество ответвлений, теряющихся в обилии распадков, каменных ущелий и причудливых скал. Но и здесь есть множественные небольшие гроты и пещеры. Различными исследователями неоднократно обнаруживались там гроты с частично заложенными входами, следами кострищ и выбитыми на камнях непонятными знаками.
   - По хребту, малозаметной тропой, а то и без тропы, можно выйти к следующей вершинной части хребта, видимой издали скальной "диадеме". Продвигаясь вдоль скалы подходишь к насыпи, явно искусственной и древней, больше чем в рост человека, поднимаешься на неё и замираешь в восхищении. Мы у входа в Большую Арку, гигантский каменный мост на самой вершине хребта. В одной из стен этой арки расположен вход в пещеру Миртовскую. Короны Белого Июса.
      

   С другой стороны хребта от трёхглазой арки, можно найти вход в пещеру Кирилловскую, крутым ледником уходящую вглубь горы.
   И это вовсе не всё, что известно на горном массиве Тогуз-Аз. Здесь можно ходить часами делая свои маленькие открытия, протискиваясь между скал, ныряя в полумрак небольших каменных гротов и пересекая сакральное пространство арочных перешейков. Каждый искатель найдёт здесь духовную обитель и вне исхоженной туристами тропы шаманов, если конечно хорошо поищет.
   А закончить этот обзор я хочу словами известного в этих краях спелеолога Олега Доброва :
   - В фантастических книгах Андре Нортон и Стивена Кинга есть описания дверных проемов, ведущих в параллельные миры. Может быть, шаманы, проходя через скальные ворота, искали пути в иные пространства ? Миры, удивительно похожие на наш, но все-таки другие. А обретя там, за чертой реальности, сокровенные знания, возвращались обратно, неся эти крохи истины соплеменникам.
 
     Мнение автора :
 
   Впервые попав на это комплекс, я остался в общем то равнодушен к его красотам и энергетике, а всё потому что проводник ровным счётом нам ничего не показал, ограничившись лишь осмотром грота Проскурякова и некоторыми близлежайшими скалами. Но в последствии, пройдя полностью тропу шамана, я окунулся в действительно загадочный мир горных подземелий, сосредоточенных на очень ограниченной территории. Как я уже и написал, всё самое интересное находится дальше лога, идущего от ручья Смородинового. Здесь и находятся все остальные "каменные рты" Тогуз-Аз. Из-за того что комплекс расположен в непосредственной близости от воды, влияние стихий на это место является действительно полным. Огонь, вода, земля, воздух - всё здесь представлено в достаточном количестве. Комплекс Тогуз-Аз - место медитативное, с приятной ровной энергетикой. Её даже не смогло поколебать кровавое противостояние повстанцев атамана Соловьёва и красного командира Гайдара. Скалы как и много столетий назад сохранили своё величие и невозмутимость, даже с учётом возросшего потока туристов. И теперь, чтобы найти там сакральность, необходимо быть немного более внимательнее основной массы, приходящих сюда людей, а также искать свою дорогу и вне общеизвестной тропы.
 
   29.07.2016 г.
                                                                                                                                                                               Ростовцев Сергей
                                                                                                                                                                                   Сайт Рубикон
                                                                                                                                                                     www.rubikonriver.narod.ru
                                                       
     Материалы по теме :
 
   1. О.Добров "На берегах Белого Июса".
 
 
    Если у вас есть что сказать по данному вопросу и дополнить материалы новой не известной ранее информацией, пишите мне на E-mail.