Культовые менгиры Хакасии.
 
   Просматривая материалы по культовым местам Хакасии, я часто натыкаюсь на описание одиночных ритуальных мегалитов, которые по европейской традиции и здесь называют менгирами.
   Менгир - от нижнебретонского ( Франция ) maen - камень и hir - длинный - обработанная либо дикая скала, установленная человеком, у которой вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.
    Менгир - это отдельно стоящий камень, считающийся священным. Это обычно высокий камень, часто имеющий вид стелы, или просто отдельно стоящий огромный валун, сильно вытянутый вверх.
 
   Историки и археологи Хакасии указывают на то что подобные каменные изваяния устанавливались ещё 4-5 тыс. лет назад. Возле  них совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемониальные действия. В отличие от многих европейских образцов, хакасские менгиры имеют вырезанные барельефы людей и иных существ или их рисунки на стелах со множественными странными знаками называемыми палеосибирскими символами. Учитывая наличие разнообразных культов вокруг подобных одиночных мегалитов и по сей день, данные изваяния считаются не просто камнями, установленными в степи, а одухотворёнными Сущностями наделёнными сверх способностями, в частности по избавлению от различных недугов. Таинственные лики высеченные на камнях, ещё больше повергают местных жителей приходящих к ним с разными просьбами в состояние мистического трепета. Многие учёные, конечно, отвергают всю эту метафизическую сущность камней, а случаи излечения от болезней или просто улучшение физического состояния организма объясняют самовнушением как при приёме плацебо.
   Каждый культовый менгир Хакасии специализируется на лечении различных болезней и ещё сто лет назад до возникновения западной медицины их услугами пользовалось местное население. Культовые менгиры Хакасии по типу воздействия делятся на мужские и женские. Наиболее сильных и почитаемых в Хакасии осталось не много и они в общем то хорошо известны. Вот основные из них :
   1. Улуг Хуртуях Тас. Большая каменная бабушка.
   Этот менгир считается в Хакасии наиболее почитаемым и помогает бездетным женщинам зачать ребёнка. Но мужчины сюда тоже заходят. Об этом менгире я уже писал отдельно в 2016 году. Ознакомиться можно здесь.
   2. Ах Тас. Белый камень.
   Мужской менгир с достаточно жёсткой энергетикой. Находится в музее под открытым небом "Казановка". Врачует Ах Тас от болезней сердца, крови, беспокойств, повышает давление.
   Ввиду его высокой мощности приезжать часто к камню не рекомендуется, особенно спать возле него. Ах-Тас чисто мужской камень поэтому при переизбытке энергии может подскочить давление. Но как и в случае Хуртуях Тас ходят к нему не только мужчины но и женщины. Более подробно о нём здесь.
   3. Большие Салбыкские ворота.
   Это два камня стоящие друг напротив друга в Салбыкской степи. Их назначение открывать дорогу в Долину Царей. Легенды гласят, что заходить туда нужно непосредственно через эти камни, а не так как сейчас - с автодороги напрямик к Большому Салбыкскому кургану. И по форме и по характеру камней очевидно, что один  камень из ворот женский, другой мужской, соответственно один закручивает энергию в нисходящую воронку, а другой в восходящую. При нахождении человека между камнями происходит активная чистка полевых оболочек человека и подготовка его для перехода в зону покоя долины курганов.
   Силу этих мегалитов я проверил на себе ещё в 2007 году и по результатам той поездки причислил Большие ворота к одной из самых энергетически сильных зон Хакассии. Более подробно об этом месте здесь.
   4. Тас Хыз. Саралинская дева.
   Эта стела как и Хуртуях Тас является женским менгиром. Высота только надземной части из красного песчанника составляет более 2 метров и столько же под землёй. Основная, надземная часть фигуры высечена объемно, и в ней без труда угадывается профиль беременной женщины. На ней отчетливо видны живот и женская грудь. Сверху стелы хорошо выделены лоб, рот, массивный подбородок. С трудом можно рассмотреть ямку третьего глаза. Внизу стелы есть ещё одна личина в форме "круга с "рожками" и звериными ушами". Создание менгира по характерным признакам и знакам учёные относят к окуневской культуре ( 3-2 тыс. до н.э ).
   Как и Улуг Хуртуях Тас, Каменная дева пользуется доброй славой среди местных жителей, обращающихся к ней за помощью. Просят у неё здоровья, благополучия себе и близким, говорят, что помогает она и семейным парам, просящим Каменную Деву подарить им ребенка. У изваяния лежат подношения просящих. Само изваяние по традиции также "кормят" маслом и сметаной.
   Весьма интересна история установки стелы. Да, да, как и многие другие культовые менгиры, Саралинская дева не пережила без потерь время хрущёвской оттепели, когда при массовой распашке земель установленные древними стелы сваливались и разбивались. Некоторые, особенно незаметные камни просто засыпались землёй, другие, имеющие культурную ценность свозились в музеи, где и хранятся по сей день. Саралинская дева до 2004 годы была потеряна - с 50-х про неё просто забыли. И вот весной того года внештатным сотрудником Июсской экспедиции СО РАН красноярским художником Николаем Рыбаковым, сотрудником краеведческого музея города Шарыпово Красноярского края Сергеем Краснолуцким и жителем села Сарала Александром Скоробогатовым, которые обследовали берега реки Сарала, был найден не приметный камень. Скорее всего саралинский местный житель пригласил двух известных людей, чтобы осмотреть находку. Большой сигарообразный камень лежал под кустами в груде земли и камней. После очистки камня в нем опознали древний менгир. С помощью известного шамана Татьяны Кобежиковой, было определено место изначального пребывания Тас Хыз, где она и была установлена в начале лета, в период обновления природы. Стела была поставлена в 50 метрах от места находки, ликом на восход Солнца.
   Музейщики конечно предлагали перенести изваяние из бесхозной степи на охраняемую территорию, но шаманы и специалисты в деле сохранения историко-культурного наследия выступили за сохранение памятника на том месте, где он стоял много веков, где находится его "место силы".
   5. Белая волчица.
   Ещё один из самых известных культовых камней Хакасии называется Белой волчицей. Легенды гласят, что когда-то здесь жил необычайно сильный народ шаманов-оборотней. В последствии на них - волков объявили охоту и почти всех истребили. Спастись смогла лишь одна девушка. Волк был священным животным и тотемом многих тюркских родов. Подтверждение этому можно найти в исторических хрониках, описывающих знамена тюрков с изображением волчьей головы. У каждого хакасского рода веками был свой камень-святыня, в котором, по верованию народа, была заключена душа рода. В этот камень и перешла душа последней шаманки, пережившей истребление своего народа. Кстати, гора у которой стоит камень, носит имя "Волчьего плача" - Уйгат.
   - Это место не только священное, но и способно исцелять людей, особенно дух Белой волчицы благоволит женщинам. Считается если обнять камень со стороны головы волчицы, ее дух выгрызет все женские болячки. В семи метрах от изваяния лежит плита, способная своей энергией воздействовать на почки, радикулит в не зависимости от пола пациента. В.Носов
   6. Абчах Тас. Каменный дед.
   Этот менгир является новоделом, что ничуть не уменьшает его силы, так как он стоит на территории Малого дворца древнехакасского государства.
   - Нет сомнений, что место под строительство дворцового комплекса выбрано не случайно. По-видимому, это место почиталось древними людьми, и ранее оно было зафиксировано менгиром. Но с истечением времени камень был утрачен, скорее всего, "переиспользован" при строительстве могильников, как это часто бывало в тагарскую и более поздние эпохи. Многие исследователи считают, что здесь была лечебница. Так это или нет, но одно ясно: биолокационная аномалия в этом месте идентична по форме, структуре и интенсивности с аномалиями, выявленными на культовых местах Улуг Хуртуях тас и Больших воротах, которые использовались в лечебных целях. Поэтому сегодня возникла необходимость зафиксировать эту аномальную зону, поставив сюда соответствующее каменное изваяние. Эту работу выполнил республиканский совет старейшин хакасского народа и его председатель Владислав Торосов, установив гранитный менгир под названием Абчах тас (каменный дед). Н.Кузнецов
   7. Хуртуях тас палазы.
   Менее значительный по энергетике камень имеющий отношение к знаменитой Улуг Хуртуях Тас находится возле посёлка Усть-Сос. Местные жители и шаманы считают его сыном покровительницы Хакасии, которого обронила каменная женщина, когда убегала от врагов. Также как и саралинская дева этот менгир был найден местным жителем на берегу реки. В последствии шаманы указали место, где должен стоять Хуртуях тас палазы. В соответствии с традициями это изваяние перенесли и установили в указанном месте. Этот менгир стал экспонатом музея под открытым небом "Усть-Сос". Сюда приходят в основном, чтобы познакомиться с местными обычаями и культурой. Менгир не используется в целительных практиках, а чаще упоминается в связке с Улуг Хуртуях Тас.
 
   Особенности менгиров Хакасии.
 
   Конечно, кроме этих выше перечисленных и самых известных в Хакасии камней существуют малоизвестные, но иногда и не менее энергоёмкие менгиры. Достаточно полный список из 300 менгиров и стел Хакасии опубликован в книге " Изваяния и стелы Окуневской культуры ". Следует отметить, что наибольшие энергетические возможности имеют менгиры и стелы именно той самой загадочной культуры древней Хакасии - Окуневской. Эти камни имеют лики людей, изображения солнцеподобных существ и странные знаки похожие на астрологические.
   Известные менгиры Хакасии делятся на несколько типов :
   1. Монументы.
   Скульптуры, которые представляют собой обычно сигарообразные или саблевидные каменные обработанные глыбы, достигающие в высоту 3-4 м. На них на узкой грани, немного ниже центра, высекалась личина, отходящие от нее другие изображения и палеосибирские символы. Эти менгиры являются наиболее мощными от которых прямо так и прёт какой то аномальной "потусторонностью". Не удивительно, что подобные менгиры в древние времена обожествлялись. По хакасской мифологии некоторые из них использовались как коновязи для лошадей горных духов.
   2. Стелы.
   Плоские камни с рисунками окуневских солнцеликих существ. На стелы наносились изображения как личин, так и животных. Вероятно эти камни использовались в ту далёкую эпоху как своеобразные иконы для различных ритуальных действий. Многие из подобных экспонатов были найдены в ограждении курганов, что даёт мне основание считать их некоей защитой для погребённых, находящихся внутри каменного контура кромлеха. Сила их конечно невысока, да и черпать энергию в границах некрополя - явление не совсем нормальное.
   3. Миниатюрные изваяния.
   Как таковыми менгирами их назвать нельзя. Это переносные, чаще яйцеобразные изваяния с нанесёнными на них рисунками.
   К настоящему времени известно 7 таких памятников, найденных в разных районах Хакасии. У местного населения они получили название "кёзе палазы" - дитя менгира. К данной группе можно отнести и описанный выше менгир Хуртуях тас палазы.
 
   Большая часть менгиров Хакасии из тех 300 указанных в книге "Изваяния и стелы Окуневской культуры" в той или иной степени связаны с захоронениями. Наиболее эстетически красивые вывезены в музеи : Абаканский и Минусинский, где составляют немалые коллекции в пыльных и душных помещениях.
 
   Жизнь в заточении.
 
   Чёрная полоса для хакасских менгиров и культовых камней началась в 50-х вместе в хрущёвской оттепелью. Распашка земель под посевные поставила под угрозу существование многих культовых камней. К этому времени многие менгиры, стоящие в степях, оказались забыты, некоторые покосились или вовсе были повалены и заброшены.
   Однажды сотрудник Абаканского краеведческого музея, археолог Альберт Липский, намерился собрать экспозицию каменных изваяний с сакральных зон Хакасии. В век научного атеизма это мероприятие было всецело поддержано властями. Основной отговоркой перед народом, который и так ничего бы не смог сказать, опасаясь получить червонец за саботаж и нарушение социалистической законности, было желание якобы спасти ценные каменные изваяния от уничтожения, которое сама же власть и санкционировала. Это излюбленный приём системы : создать проблему, а после предложить способ для её решения, с выгодой для себя конечно.
   А менгиры безусловно представляли опасность для власти безбожников, потому что излучали энергию выкачивая её из энергоактивных зон, где находились. Наделённые разумом, они соединялись друг с другом посредством энерго-информационных связей и обеспечивали эволюционное становление местности по всей Хакассии. 
   Работа закипела. Музейщики стали собирать и распределять по республиканским музеям наиболее ценные и эстетически красивые монументы и стелы. Некоторые просто поднимались с земли, а некоторые, такие как Хуртуях Тас, выкорчёвывались и насильно вывозились, хотя их востребованность в тех краях была ещё высока. 
   Экспозицию "Древних камней" в абаканском музее я посещал ещё в 2012 году, когда Хуртуях Тас была уже освобождена, но осталось ещё множество других менгиров лишённых естественных энергетических связей. Энергетика в помещении давящая, тяжёлая. Общая сухость, темнота и духота также не прибавляют приятных впечатлений от посещения этого каземата. Кроме музейщиков, которые зарабатывают на этом деньги, других довольных таким положением дел видимо не находится. С менгирами, имеющими какие-то лики и петроглифы судьба поступила так жёстко. Другие же "хитрые камни" не отмеченные знаками, но одухотворённые как и музейные экспонаты, не попали под удар и не легли в бетон фундаментов. Они до сих пор незаметно стоят в степях, выполняя свою работу по гармонизации местности.
   Красивым же, как и Хуртуях Тас досталось больше, но лишь Ей одной удалось "сбежать" из заточения. И на это понадобилось более полувека.
   В наше время в отношении древних менгиров существует мнение, что эти камни должны стоять в степи по возможности на разломах и в других энергоактивных местах. По обрывкам сведений о местоположении того или иного менгира или по указанию шамана, найденные в степях менгиры устанавливаются на прежнее место, как это было в случае с Саралинской девой. Музейные же экспонаты, как объекты большого культурного значения освобождать никто не собирается. Учитывая какие копейки собираются с экспозиций, нахождение культовых менгиров окуневской эпохи в закрытых помещениях не может быть оправдано желанием сохранить их для потомков, когда откровенно ослабляется энергетическая безопасность целого региона. 
  О том же в своё время говорилось в обращении старейшин к хакасскому народу :
   - Нужно вернуть наши менгиры на их исконные места. Они были поставлены нашими предками как обереги для пользы народной. Возвратив их, мы сделаем тот поступок, которого они (каменные наши праотцы и праматери) ждут от нас. Мы этим дадим им былую силу и мощь. Они встанут на защиту нашего здоровья, силы и дадут нам удачу в наших добрых начинаниях, которых нам ох как не хватает. Тот момент, когда менгиры стали собирать и свозить в музей, не прошёл для коренного населения даром. Наш народ стал терять почву под ногами, стал спиваться, быстро сокращаться в численности.
 
   Источник силы менгиров.
 
   Многое для обоснования целительной силы хакасских мегалитов сделал геофизик Николай Кузнецов. Если историки и археологи учитывали лишь культурную ценность стел и монументов, то Кузнецов попробовал исследовать их энергетические особенности, понимая, что этим и объясняется целительная сила хакасских мегалитов.
   Именно он первый в республике взял на вооружение метод определения энергетики менгиров посредством биолокации. Случилось это ещё в 70-х годах прошлого века, когда он освоил технику лозоходства и с тех времён стал диагностировать менгиры оставшиеся в хакасских степях с помощью простой радиоаппаратуры и гнутого электрода. Эта железяка при развитии чувствительности быстро превратилась в надёжный и точный прибор, указывающий на силу излучений менгира.
   Работы по геофизичесскому исследованию мегалитов активно проводились с 1977 по 1999 гг. вместе с хакасским историком Яковом Сунчугашевым. Всего было изучено 25 мест стоянок древних изваяний.
   - Организм человека постоянно испытывает на себе комплексное воздействие различных геофизических полей - электромагнитного, гравитационного, радиоактивного и так далее. Именно активная реакция рамки в руках биолокатора возле менгиров заставила искать причины этого явления. Биолокационные аномалии вблизи менгиров весьма впечатляющи и эффект наблюдаемый здесь, очень неожиданный, еще неизвестный науке. Этот аномальный эффект свидетельствует о том, что менгиры расположены на энергетических участках земной поверхности. Н.Кузнецов
   В геофизике теория энергетических излучений выходящих на поверхность земли популярна и по сей день. Этими данными нередко пользуются и разного рода эзотерики, чтобы подтвердить свои гипотезы.
   Кузнецов и Сунчугашев изучили места расположения менгиров только на территориях трёх районов : Усть-Абаканского, Аскизского и Боградского. После биолокационного исследования Кузнецов пришёл к выводу, что все исследованные менгиры расположены в геопатогенных зонах, которые связаны с зонами разломов земной коры.
   Геопатогенные зоны - это участки земной поверхности, излучающие неизвестный до сих пор науке поток энергии. Как правило, ширина этих зон незначительна и варьируется в пределах 10 - 50 метров, а длина составляет многие сотни метров, в некоторых случаях - километры.
   В среде хакасских учёных понятие геопатогенной зоны, которое дал Николай Кузнецов стало базовым. Высокочастотные геопатогенные зоны он отнёс к отрицательно влияющим на состояние человека, в низкочастотных же зонах происходило выравнивание биополя человека, что способствовало его оздоровлению.
   На территории Хакасии выявлено три места низкочастотных геоактивных зон, где распологались культовые менгиры :
   1. Стоянка каменного изваяния Улуг Хуртуях тас. Здесь биолокационной съемкой определено, что каменное изваяние было установлено древними людьми в пределах низкочастотной геопатогенной зоны в ее положительной эпицентральной части. Выявленная низкочастотная геопатогенная зона имеет ширину порядка 20 метров, своей длинной осью ориентирована на северо-восток.
   2. Место стоянки двух менгиров - Большие Салбыкские ворота. Биолокационными исследованиями выявлено, что эти монолиты установлены в низкочастотной геопатогенной зоне, которая имеет ширину было 23 метров.
   3. Третье место находится на территории Малого дворца древнехакасского государства. Здесь буквально в пяти метрах от юго-восточного угла раскопа "дворца" выявлена линейная низкочастотная геопатогенная зона шириной 18 метров северо-восточного направления. Аномалия имеет  мощность почти в два раза большую чем в предыдущих зонах - 800 единиц против 450.
   
   Понятно, что Николаем Кузнецовым была выполнена лишь часть работы по исследованию и обоснованию мест локализации мегалитов Хакасии. Некоторые из них проверялись рамкой и геофизическими приборами. Конечно, как в таких случаях и бывает, Николай Кузнецов не оставил преемников и не передал свои наработки кому то из начинающих исследователей. В настоящее время в Хакасии нет никого кто бы продолжил эти интересные изыскания и проверил оставшиеся неизвестные мегалиты на предмет их энергетических возможностей. По информации учёных, занимающихся этими мегалитами, как уже было сказано, только каталогизированных менгиров 300 штук. Часть из них обесточены перемещением в музеи и на улицы Абакана, но есть и те, кто ввиду своей малой культурной ценности остался стоять в степи или подобно Саралинской деве был свален и засыпан землёй, чтобы в своё время "воспрять из пепла" подобно фениксу.
  
   Мнение автора : 
 
   В этой статье я только вскользь задел тему силовых менгиров Хакасии. Как я уже и писал выше, только каталогизированных менгиров в том районе 300 штук. Более половины из них находятся на курганах и чаатасах, часть вывезены в музеи, но в степи осталось ещё множество внешне не привлекающих внимание монолитных камней, установленных в геопатогенных, а чаще геоактивных зонах, на которые мало кто обращает внимание. В нашем случае интересен работающий менгир, то есть камень, располагающийся на точке пересечения силовых полей, на разломах. Такие камни концентрируют в себе большие потенциалы энергии, которую вытягивают из Земли. Эволюционно они соединены друг с другом невидимыми связями для поддержки поражённых камней передачи энергии и информации друг другу. Эта сеть, накрывающая землю, является основой безопасности региона. Особенного внимания требуют окуневские изваяния, так как эта культура в своё время имела тесные контакты с внеземным разумом или высокоразвитой цивилизацией тонкого плана земли откуда и почерпнула знания по использованию силовых возможностей мегалитов. Большое количество ликов иных существ и странных знаков на камнях до сих пор можно видеть на менгирах и стелах Минусинской котловины. С большой долей уверенности можно сказать, что места на которых стояли окуневские монументы, по крайней мере наиболее эффектные из них, которые на настоящий момент растащены по музеям, являются геоактивными зонами.   
   Важно искать места аномалий, где "заключённые" стояли раньше и хотя бы их информационно ( создавая базу мегалитов ) привязывать к указанным менгирам на случай, если случится невозможное и из музеев экспонаты станут возвращать на местность, как в случае с Улуг Хуртуях Тас. Если же нет, что более вероятно, то устанавливать на местах аномалий другие менгирообразные камни. Программа максимум - проводить ритуалы по переносу духа камня в мегалиты на местности, оставляя музейщикам мёртвые монументы. Не могу сказать точно, захотят ли управляющие духи менять тело, но для тех кто не захочет, нужно обеспечивать устойчивый энергетический канал с его местом Силы. Вероятно в отказниках будут крупные монументы окуневской эпохи Ширинского района, которые не захотят менять свои красивые тела на безликие мегалиты. Для таких весьма возможно вырезать копии монументов. Используя современные методы обработки камня, сделать это будет не сложно. Такой барельеф недавно я видел в селе Мендоль, даром что не одухотворён и стоит на обычном месте, силы не имеет.    
   Думаю, что эта тема в будущем будет продолжена. Я постараюсь разобрать и другие известные окуневские мегалиты по крайней мере из тех 300 и места их размещения.
 
   07.08.2018 г.
                                                                                                                                                                                   Ростовцев Сергей
                                                                                                                                                                                         Сайт Рубикон
                                                                                                                                                                            www.rubikonriver.narod.ru
 
   Материалы по теме :
 
   1. В.Маслюков. Экскурсии по Приенисейскому краю.
   2. Места Силы Южной Сибири. Белая волчица.
   3. Н.Кузнецов. Тайна менгиров Хакасии.
   4. Художественный мир Сибири. Древние изваяния и стелы.
   5. Изваяния и стелы Окуневской культуры.
   6. М.П.Грязнов, Е.Р.Шнейдер. Древние изваяния Минусинских степей.
 
    Если у вас есть что сказать по данной теме и дополнить материалы новой не известной ранее информацией, пишите мне на E-Mail.