Улуг
Хуртуях Тас. Главный менгир Хакасии.
- Четыре-пять
тысяч лет стоит на нашей земле Великая Хуртуях Тас - истинная богиня земли
Хакасской. Разноликие века приходилось ей видеть. Во все времена она была и
остаётся защитницей, помощницей и покровительницей своего народа. Верховными
Чайаанами послана она для этой миссии. Издревле хакасский этнос поклонялся своей
богине, почитал её, испрашивая доброе потомство и здоровье для подрастающего
поколения. В свою очередь Хуртуях Ине - богиня земли нашей - заботилась о
величии духа людского, также в здравии содержала всё живое : животных, зверей,
птиц и рыб. Божественной энергией Неба и Земли одаривала она просящих у неё
благодати.
Так
начинается повествование книги "Великая
Хуртуях Ине - истинная богиня нашей земли",
которая является наиболее полным сборником материалов по этому каменному
изваянию с древних времён и до наших дней.
Внешне Улуг
ХуртуяхТас представляет собой трехметровую
каменную стелу, которая была создана и установлена на рубеже 3 тысячелетия до
н.э. в период расцвета загадочной окуневской культуры. Возможно с возрастом
помог пресловутый радиоуглеродный анализ, возможно, обнаруженная на каменом
менгире, типичная личина окуневского божества. Немного об окуневской культуре с
их загадочными изображениями иноматериальных существ на камнях я уже писал в
теме
озера Шира.
Дословно
Улуг Хуртуях Тас переводиться как "Большая каменная Бабушка", но ближе к истине
перевод "Большая каменная Мать - Улуг Хуртуях Ине", возможны также и
художественные интерпретации вроде : "Чрево
земли" или "Мать матерей".
Более 5 тысяч лет стоит в степи
Аскизского района Хакасии этот грубо выполненный
каменный менгир. Ввиду особого почитания этого
изваяния среди местного населения, Она не подверглась значительным изменениям в
течении столь долгого времени. Почитая Её как богиню, сопоставимую с сибирской
Золотой Бабой к Ней просто боялись прикасаться, дабы не навлечь на себя разного
рода неприятностей.
Грубые черты лица, выпуклый живот и груди
когда-то изобразил древний художник. Подобие заплетённых кос сзади стелы говорит
о том, что изображал автор всё же молодую женщину, а не "старуху", как сейчас
уничижительно принято Её называть. А о божественном
статусе Хуртуях Тас говорит окуневская
личина, изображённая на животе стелы.
Но главным в этом божестве остаётся всё же не
художественность, а энерго-информационная составляющая, которая значительно
масштабнее внешности. Согласно геофизическим исследованиям нашего времени, о
которых я напишу ниже, Каменная Мать установлена вовсе не на случайном
месте. Под стелой находится тектонический разлом, который и формирует мощное
биополе Богини. И об этом определённо знали те, кто Её устанавливал. К тому же
умение менгира "как-бы" общаться с посетителями и отвечать на их просьбы
свидетельствует об одухотворённости Хуртуях Тас. Видимо изначально так и
предполагалось, учитывая Её внешность, что Каменная Мать станет покровительницей
матерей, беременных женщин, а также будет помогать бездетным в рождении детей.
Существует некая статистика, из которой следует, что рождение бездетной, а то и
вовсе бесплодной женщиной ребёнка, после проведения определённого ритуала пред
ликом Богини варьируется вокруг 70 %. Из всех чудодейственных мест
подобным высоким результатом не может похвастаться никто. Так что объяснять
успех внушением, случайностью и прочей ерундой просто смешно. Вот и едут к
Хуртуях Тас за "этим самым" женщины со всей России и из-за рубежа. И по видимому так
было со времён прихода Богини на землю нынешних хакасов.
Первые свидетельства.
Первые записи о Каменной Бабе были
сделаны лишь в 18 веке. Случилось это в 1722 году, когда по поручению Петра
I Российская Академия Наук начала свои исследования на
просторах Сибири. Впервые Хуртуях Тас посетил и описал "немецкий академик"
Даниил Готлиб
Мессершмидт. Царь-новатор был известен тем, что искал учёных в
Европе и отправлял на территории Российской империи для изучения не только
полезных ископаемых, природных ресурсов, но и для изучения языка, истории,
древней культуры, национальных обычаев, обрядов, нравов, артефактов и
лекарственных трав.
18
августа 1722 года Мессершмидт попадает в Аскизскую степь, где знакомится
с Хуртуях Тас. Вот что он написал в своём дневнике :
- После часа езды я
добрался наконец до широко известной среди этих народов статуи Хуртуях,
расположенной в холмистой степи; я сразу же зарисовал её и в дальнейшем
приложил рисунок к настоящим записям. Она была высечена из серого
песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть
подвешенные толстые, сплетённые из волос косы в том виде, как их сейчас
носят калмыцкие и татарские (хакасские) женщины. Никакой надписи на
статуе обнаружить не удалось.
Татары-язычники из
Есь-Бельтыра, предоставившие мне лошадей, оказывали большой почёт этой
статуе; каждый из них трижды объезжал вокруг неё, после таковой
церемонии они делали ей подношение в виде еды или же подкладывали еду в
траву, поближе к пьедесталу, с тем, чтобы та могла воспользоваться едой
в соответствии со своим аппетитом. Когда я поинтересовался, почему они
так единодушны в своём убеждении, что этот безжизненный камень
заслуживает такого поклонения, они ответили, что от предков доводилось
им слышать о том, что это Куртиякское изваяние было когда-то знаменитой
матроной, и что Хайрахан или сам всемогущий Бог превратил её в камень.
Через 15 лет после Мессершмидта сообщения
об Улуг Хуртуях Тас оставил другой немецкий историк Г. Ф. Миллер. Миллер
также посетил Хакасию и не мог проехать мимо одного из самых почитаемых
у местного населения места. Он пишет :
- На расстоянии примерно в
одной версте от Абакана мы встретили настоящую по-татарски Улуг Хуртуях.
Она представляет собой круглую статую в человеческий рост в образе
женщины. Рот её внутри окрашен в красный цвет, а поверх вымазан жиром.
По этому поводу татары объяснили нам, что это делается ими в знак
благодарности и преданности, когда у них бывает удачная охота на оленей,
косуль или лосей, так как они верят, что Хуртуях проявляет интерес к
тем, кто приносит ей такую жертву. А красная краска от китайского
табака, который они для почитания втирают в рот вместе с жиром. Внизу на
земле лежало много речных галек разного цвета, принесённых сюда также
татарами для почитания.
Третье сообщение принадлежит перу не
менее известного исследователя Сибири академика П. С. Палласа,
который в
70-х гг. XVIII века посетил Улуг Хуртуях. В своём труде "Путешествия по разным
провинциям Российского государства (1786—1788)" он пишет следующее :
-
На несколько сот сажен от оного
камня к западу находится могила, обставленная большими плитами и окружённая
многими другими могилами, которая имеет у себя один большой и брюшисто округлый
книзу уже, а кверху заострённый, вышиной с человека врытый брус, который острой
своей верхушкой и высеченной стороной стоит к востоку и притом наклонным к
могиле. К острому его концу имеется чрезвычайной величины женский образ, гораздо
больше и яснее вырезанный, нежели на других каменьях, рот открыт. На брюхе камня
на той самой стороне проведены поперёк некоторые черты и красивые росписи,
которые, однако, кажется, ничего не значат. Оный брус называется у здешних
языческих татар Куртуяк Таш, или Улу-Куртуях. Они, когда осенью ходят за
промыслом соболей, то молятся с благословением ему о счастье и при молитве
помазывают открытый рот жиром или вкладывают в него несколько масла.
Эти первые свидетельства ясно дают нам понять как выглядела, как стояла
и для каких целей использовалась статуя 300 лет назад. Внешность её не
претерпела почти никаких изменений, даже её наклонное положение не
являлось следствием проседания почвы, как я изначально предположил.
Видимо каменную Бабу так и ставили в своеобразном поклоне Земле.
Традиция натирать "белой едой" рот Хуртуях Тас видимо брала свои истоки
задолго даже до тех времён. Помимо насильственного принесения даров в
качестве подношений использовалась и речные камни.
А вот главной задачей каменной Бабы тогда была не помощь в деторождении
как в наши дни, а способствование удачному промыслу. О тайных
божественных знаках, которые Паллас списал на примитивное творчество в
то время не задумывались даже учёные. А народ и вовсе меркантильно
использовал священную статую для получения личных выгод, насильно толкая
еду в рот за помощь в разных делах.
Пиком негативного отношения к
Хуртуях Тас стало время прихода христианства на хакасскую землю.
Много интересного о том времени можно узнать из сообщения некоего
Карнилова И. В. В своих "Очерках быта лесных зверопромышленных инородцев Восточной Сибири"
мы читаем следующее :
- В 15 верстах от лежащей на р. Аскызе Сагайской
степной думы... на узкой и длинной долине р. Абакана, стеснённой с обеих
сторон цепями гор, между множеством старинных могил неизвестного времени
и народа, обозначенных огромными вертикально врытыми камнями,
возвышается большой и безобразный каменный истукан, изображающий женщину
и называемый "Улуг-Куртеяк" (Великая старуха).
Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, инородцы подходят к нему с
поклонами, обливают его молоком, аракою, а выпуклое, грубо изваянное лицо
истукана с открытым ртом обмазывают сметаною и салом с таким усердием, что рот
ненасытной старухи почернел от жирного слоя. Если охота была неудачна, то
некоторые в негодовании от обманутых ожиданий наказывают истукана плетью или
палками. Каменная старуха, по рассказам инородцев, жила целые века в мире и
согласии с супругом своим, таким же каменным болваном. Они прижили сына и дочь.
Вдруг на старости лет супруги поссорились и развелись. Старик остался в Саянских
пределах, а старуха с детьми переселилась на реку Абакан. Старуха и теперь
невредима, ибо её оставили в покое; но детям её не посчастливилось : любители
старины вырыли обоих и перенесли в Сагайскую думу. Дочь поставлена против церкви
и служит коновязью; мальчики, резвясь, искололи и истёрли бывшие на камне
иссечения; сын был выше сажени, но у него отбит нижний конец почти на аршин. Эта
каменная колода валяется ныне возле дома купца Г. М. Ан... На одной из безлесных
гор, возвышающихся против Улуг-Кур-теяка, очень ясно виден каменный гребень,
вырезавшийся из недр горы на поверхность; он кажется издали дорожкою,
нисходящею от вершины горы к её подошве; инородцы уверяют, что старуха шла с
детьми по этой горе, и каменная есть след их шагов.
Мало
того, что теперь за неоказание помощи Её стегали плетьми, так ещё и двух
детей - каменных изваяний меньшего размера, установленных рядом с ней,
перевезли к Сагайской думе на посмешище публики и для истязаний. А что
касается мужа Хуртуях Тас, так
он в алтайском народном эпосе хорошо известен. Имя его Сартакпай.
Весьма любопытна и сама легенда из которой следует, что когда-то Хуртуях
Тас стояла вместе с Сартакпаем в течении нескольких веков в Горном
Алтае. Потом появились её дети, вырезанные местными умельцами и видимо
одухотворённые жрецами-шаманами. В какой-то момент Хуртуях Тас с её
детьми перевезли на хакасскую землю ( образно, она с ними бежала ), когда там стал зарождаться новый
народ, а может Она и стала причиной его рождения. Вспомните окуневскую
божественную личину на выпуклом животе каменной Бабы. Видимо с этой
целью и была Хуртуях Тас привезена на хакасскую землю, чтобы стать
Богородицей, Прародительницей всего народа.
Со
времён окуневской культуры, зарождение которой, судя по легенде, нужно
искать не здесь, а на Алтае, предназначение Хуртуях Тас вышло на
первый план. Теперь Она стала не Богатыркой, видимо из-за внушительных
размеров, приносящей успех в охоте и победу над врагами, а чисто женским
камнем - главным специалистом по рождению детей в Сибири. И судя по
статистике успешных зачатий, это не далеко от истины.
Ритуал деторождения.
В наше вегетарианское время особенность
Хуртуях Тас приносить долгожданное потомство, активно стали использовать
все у кого с этим были большие проблемы. Жёны тащили своих мужей к каменой
Богине, которые тихо стояли в сторонке, пока несчастные женщины по бумажке
выполняли ритуал "деторождения". Мужчины конечно не прочь были попросить успеха
в делах, побольше денег и поражения конкурентов, но сейчас перед Её ликом им
явно не фартило.
Женский ритуал просьбы каменной Бабы о ребёнке не
претерпел за века ровным счётом никаких изменений.
Чтобы попросить долгожданного ребенка, требуется три
раза обойти Улуг Хуртуях Тас по Солнцу, преподнести ей в дар что-нибудь
молочное, разбрызгав его по сторонам света и, поставив остатки перед ней, а
после этого,
протянув к ней ладони, попросить :
- Наша белая каменная мать! Все звери имеют
детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У
меня одной нет ребенка ! Помоги мне стать матерью !
Единственным
новшеством нашей эпохи стал запрет на насильное кормление каменной Богини. Её и
так за века так замазали, что ничем отмыть уже не удаётся.
А тем временем этот успешный метод
зачатия во всю рекламируется на различных женских форумах, в доказательство
выкладываются подтверждающие фотографии округлых животиков радостных мамаш.
Вся эта сказочная
идилия взаимоотношений с Хуртуях Тас продукт лишь последнего десятилетия, которому
предшествовал ещё один не менее печальный полувековой период. Вслед за пленением
детей каменной Бабы в заключение отправилась и Она сама.
Жизнь в заточении.
Очередная чёрная полоса для хакасской богини начались в 1954 году.
Однажды сотрудник Абаканского краеведческого
музея, археолог Альберт Николаевич
Липский, намерился собрать экспозицию каменных изваяний с
сакральных зон
Хакасии. В век научного атеизма это мероприятие было всецело поддержано
властями. Основной отговоркой перед народом, который и так ничего бы не
смог
сказать, опасаясь получить червонец за саботаж и нарушение социалистической законности,
было желание якобы спасти ценные каменные изваяния от уничтожения, которое сама
же власть и санкционировала. Это излюбленный приём системы : создать проблему, а
после предложить способ для её решения, с выгодой для себя конечно.
А
менгиры безусловно представляли опасность для власти безбожников, потому что
излучали энергию выкачивая её из энергоактивных зон, где находились. Наделённые
разумом, они соединялись друг с другом посредством энерго-информационных связей
и обеспечивали эволюционное становление местности по всей Хакассии.
И
так сложилось, что за хакасской Богородицей тоже пришли, чтобы за дела
праведные закрыть её в темнице кирпичного музея вместе с другими узниками.
Как
всё это происходило, вспоминает работавший завхозом И.П.Пангин :
- Альберт Николаевич летом
меня вместе со студентами взял на раскопки курганов. Раскопав землю
вокруг Хуртуях Тас, сам Липский пошёл в селение добыть какое-нибудь
транспортное средство. Но, не найдя председателя колхоза, удивился.
Может быть, тот просто прятался от археолога. Перевозку отложили на
следующий день. Утром мы увидели, что изваяние кормили. Рот был жирно
намазан, перед нею на земле стояла посуда с угощением, видимо, местные
жители прощались с нею. Намучались, пока вырывали её из земли. Родная
земля никак не хотела отпускать дочь свою от себя. Кое-как трактором
выдернули, но тут она чуть не придавила Альберта Николаевича Липского,
тот едва успел отпрыгнуть в сторону. Хуртуях Тас упала на землю лицом
вниз, нос откололся.
А вот ещё одно свидетельство от местного жителя А.И.Иптышева :
- Когда выдирали из
земли Великую Хуртуях Тас, в селении стояла удручающая тишина. Ни одна
собака не залаяла, коровы не мычали, не слышно было ни кур, ни птиц. Всё
замерло, все притихли, а я стоял обливаясь слезами в этой скорбной
тишине.
Каменную Богиню всё же довезли до музея и начались для неё десятилетия заточения
вдали от энергий земли и неба, стихий природы. Я посещал эту экспозицию ещё в
2012 году, когда Хуртуях Тас была уже освобождена, но осталось ещё множество
других менгиров лишённых естественных энергетических связей. Энергетика в
помещении давящая, тяжёлая. Общая сухость и духота также не прибавляют приятных
впечатлений от посещения этого каземата. Кроме музейщиков, которые зарабатывают
на этом деньги, других довольных таким положением дел видимо не находится. С
менгирами, имеющими какие-то лики и петроглифы судьба поступила так жёстко.
Другие же "хитрые камни" не отмеченные знаками, но одухотворённые как и музейные
экспонаты, не попали под удар и не легли в бетон фундаментов, до сих пор незаметно стоят в степях, выполняя
свою работу по гармонизации местности.
Красивым же, как и Хуртуях Тас досталось больше, но лишь Ей одной удалось
"сбежать" из заточения. И на это понадобилось более полувека.
В течении этих пятидесяти лет к каменной Бабе тайно приходил народ, в
большинстве своём бездетные женщины, которые просили о рождении ребёнка, тайно
подкармливая свою Богородицу. Однажды даже сам организатор выставки Липский стал
свидетелем такого ритуала. Но энергия каменной бабы из-за потери связи с землёй
со временем стала иссякать. Она стала
задыхаться и угасать в том числе и разрушаясь чисто физически. Нужно было срочно
возвращать святыню на её родовое место, где она питалась энергией неба и земли.
Первые попытки вернуть Хуртуях Тас на её законное место начали предприниматься
лишь в начале 90-х.
Катализатором изменений выступила мистическая
история случившаяся с Григорием Васильевичем Итпековым - известным
хакасским хайджи, играющем на чатхане.
Однажды Григорий Васильевич не мог уснуть
до глубокой ночи, и по привычке наигрывал мелодии на чатхане. Устав,
решил попить чайку, поставил чайник. А пока собирал к столу вдруг
почувствовал, что сзади кто-то стоит, хотя в доме никого, кроме него не
было. Повернувшись, Григорий Васильевич увидел перед собой женщину
среднего роста в хакасском платье, богато расшитом серебром и золотом,
платок повязан так же традиционно, на хакасский манер. Но золотые и
серебряные нити на платье и платке начали распускаться. Весь облик
женщины и грустное лицо говорили о глубокой печали и болезненности.
Старец пригласил женщину к столу. Молча попив чаю, женщина спросила :
- Ты знаешь, кого
угощал?
Старик знал ответ на этот вопрос. Женщина продолжила :
- Я от сотворения земли
родилась вместе со своим народом и являюсь Духом-покровительницей его.
Давно слушаю твою игру на чатхане, песни твои. Ты должен моему народу
через песни, через хай передать мой наказ. Народ мой забыл меня, язык
свой стал забывать, свои обычаи, традиции, нет согласия, единства в
народе, не бережёт свою землю - не защищает её. До народа моего волю мою
донесёшь ты.
Сказав эти слова женщина исчезла.
Григорий Васильевич взял свой чатхан и стал наигрывать мелодию, что
слышалась ему, и слова, что давались ему свыше. Такой небесный диалог
длился до глубокой ночи пока он не завершил свою работу. Встреча эта не
прошла для старика бесследно -
сказитель заболел. Но несмотря на болезнь, он продолжал
разучивать посланную песню. Приняв сакральный заказ от Хуртуях Тас эта
песня была подправлена специалистами и впервые исполнена на хакасском
национальном празднике Тун Пайрам народной
артисткой Хакассии К.Е. Сунчугашевой. Вот как она описала своё
выступление :
- Я очень волнуюсь,
прошусь первой выйти на сцену. Аккомпанировал на чатхане Евгений
Улугбашев. Пою и сама себе удивляюсь, голос то ли мой, то ли не мой, так
легко и свободно льётся. Но состояние было жуткое, меня распирало
изнутри. Боже, мне казалось, что меня может разорвать. Позже одна из
невесток сказала : "Что за песню ты пела, слушая тебя, меня до самых
пяток пробила дрожь".
Г. В. Итпеков, слушая новую
песню, так волновался, что затушил горящую сигарету в своей ладони, не
замечая жжения. Он был несказанно рад тому, что первые шаги по спасению
богини-хранительницы земли Хакасской и её народа сделаны.
Первое обращение Хуртуях Тас к народу.
Когда земля моя создавалась,
Когда на ней черноголовый люд родился,
Тогда и я с ним родилась,
Чтоб охранять наш народ.
Под белоснежными тасхылами,
Среди чистейших вод текущих
Драгоценный народ мой любимый
В чистоте и чести содержала.
Когда счёт годам ещё не вёлся,
Первые древние рода людские
По всей нашей земле первородной
Я заботливо вокруг расселила.
Родной хакасский род свой наставляла,
Землю свою любить и беречь учила,
Не покидать её святую, не оставлять,
У очага родного долгий век проживать.
В глубокой древности родившись,
Была музой земли родной, её поэтом.
Только в смутное это столетье в забвении,
Исхудав от тоски и печали, я обветшала.
В лихолетье, народ мой любимый,
Забыл ты Бога, традиции, уклад свой.
Язык родной забывать тебя не учила,
Пренебрегать обычаями наказа не давала.
Реки чистые мутить, тайгу зелёную вырубать,
Воздух гарью, смогом наполнять,
Вековые природные богатства расточать
Согласия на то тебе, народ мой, я не давала.
Каменное изваяние моё вероломно срывать,
В гиблое место без согласия моего ставить,
Посмешищем его для людей выставлять
Назиданья такого я тебе не давала.
Менгир мой из земли вырвав с болью,
Даже люди высокообразованные
Не поняли, какую беду принесли народу,
И ввергли меня в бесконечное горе.
Кабы поставили Хуртуях Тас на место,
Народ, теряющий себя, стал бы возрождаться.
Стал бы меньше пить, меньше болеть,
Гибнуть меньше, трагически разбиваться.
Пусть благодатную землю свою бережёт,
Взывая к жизни праведной и чистой.
Пусть множится потомство твоё,
Народ мой черноголовый, милый.
Пусть мой люд светлую жизнь проживает,
Ладит, дружит с другими народами,
Тогда и я стану молодеть и возрождаться,
Ведь это я - Дух хакасского народа.
После таких откровений разные представители культурной элиты и
интеллигенции Хакассии засобирались к Итпекову, чтобы узнать и другие
подробности его разговора с каменной Богиней.
Григорий
Васильевич после согласования с Духами местности рассказал, как нужно
переселить на своё место из душного музея Великую Хуртуях Тас. Он
разъяснял, как нужно из музея выносить, как везти, как устанавливать Её
на родной земле.
Но кабы всё просто было в нашей системе - вывез и поставил !
Государственная бюрократия и музейщики ставили множественные нормативные
препоны, чтобы не допустить возврата каменной Бабы в аскизскую степь. В
переписке с инстанциями шли года, а между тем Улуг Хуртуях Тас
торопилась домой и постоянно напоминала об этом Григорию Васильевичу.
Старик болел, так как Великая Покровительница не могла понять этих
бюрократических проволочек.
Но хакасская общественность делала всё возможное : давались обращения к
хакасскому народу через газеты, собирались подписи за возврат Хуртуях
Тас на родовое место, подключались известные в республике люди.
Состояние духовного
упадка сил за годы ожидания передалось от
каменной Богини и Григорию Васильевичу Итпекову - он тяжело заболел.
Сказитель боялся что, не выполнив наказ Духовной Покровительницы на этом
свете, он будет строго судим судом Небесным.
Противостояние длилось целых 18 лет, пока разные хакасские общественные
организации воевали с системой, чтобы выбить свободу для Хуртуях Тас.
Не помог даже указ Ельцина согласно которому
разрешалось, цитирую : "
выдавать из музеев религиозным организациям, зарегистрированным в
Министерстве юстиции, народные реликвии ".
Спустя несколько лет после первого обращения Хуртуях Тас к своему
народу, каменная Богиня послала второе обращение через актрису
Алису
Кызласову. Это обращение было опубликовано в газете "Хакас чирi"
08.02.1997 г. Как и в случае с Итпековым, это было такое же трансовое
состояние. Вот как Алиса Кызласова это прокомментировала :
- Во весь голос начатую во
сне песню я не могла прервать, проснувшись.
Второе обращение Хуртуях Тас к народу.
Когда на свет вы родились,
родились, родились,
К солнцу ясному приходили,
приходили, приходили,
«Драгоценная моя земля»
говорили, говорили, говорили.
Так ведь?
Когда отец и мать были,
были, были,
«Драгоценный мой народ»
говорили, говорили, говорили.
Так ведь?
Когда реки чистые потекли,
потекли, потекли,
Чистый язык мой разошёлся,
разошёлся, разошёлся.
Так ведь?
Моя зелёная тайга, моя
тайга, моя тайга
Мои песни вокруг разнесла,
разнесла, разнесла.
Золотые коновязи — менгиры,
менгиры, менгиры,
Души детские укрепите,
укрепите, укрепите.
Священные наши горы, наши
горы, наши горы
Без хозяев теперь остаются,
остаются, остаются.
В степях стоящие седые
курганы, курганы, курганы
Были близкими всегда для
меня, для меня, для меня.
С царским изваянием моя
земля, моя земля, моя земля
Повержена чужим царём, чужим
царём, чужим царём.
А ближний мой верховный
правитель, правитель, правитель
Стал теперь далёк для меня,
для меня, для меня.
Из железа отлитые гробы, да
гробы, да гробы
Теснятся на земле моей, на
земле моей, на земле моей.
Вспять повёрнутые реки мои,
реки мои, реки мои
В вечные слезы мои
обернулись, обернулись, обернулись.
Вырубаемая тайга моя, тайга
моя, тайга моя
Не даёт потомства для моего
народа, народа, народа.
С гидростанциями воды
большие пришли, пришли, пришли,
Их Верховные духи
удерживают, удерживают, удерживают.
Большая волна когда пошла,
когда пошла, когда пошла,
Что же молча дали себя
захлестнуть, захлестнуть, захлестнуть?
Потому, не выдержав, я к вам
пришла, я пришла, я пришла
На эту землю, на эту землю,
на эту землю.
Потому я взошла, я взошла, я
взошла
На вершину высокого хребта,
хребта, хребта,
Чтоб народ свой укрепить,
укрепить, укрепить.
Древнюю тайгу сохраните,
сохраните, сохраните,
Пусть реки чистые, не
высыхая, текут, текут, текут.
Покровительство Верховное
ввожу, ввожу, ввожу,
Из пламенеющего языка своего
вывожу, вывожу, вывожу,
Души ослабшие ваши, души
ваши, души ваши,
Пыреем травою став, как
мечом, пусть секут, пусть секут!
Хурай, хурай, хурай!
Из Боруса горы мужской дух,
мужской дух привожу, привожу.
С Ымай горы дитя своё качаю,
дитя своё качаю.
Грудью «Грудь горы» я
вскормлю, я вскормлю.
Исцеляйтесь, благодать
получайте, получайте, получайте.
Из Боруса горы чистые души
свои забирайте, забирайте.
Грязные не впускайте, не
впускайте, не впускайте.
Ымай горе поклоняясь,
поклоняясь, поклоняясь,
Счастье материнства, девушки
мои, удержите.
Дружной и счастливой будет
ваша жизнь, жизнь, жизнь.
На вершину хребта взойдя,
вещаю, вещаю, вещаю.
Вслед за мною поднявшись,
просите, просите, просите:
«Пусть солнце ясное светит
всегда, всегда, всегда.
Всё плохое пусть от нас
отстанет, пусть отстанет, пусть отстанет».
Так ведь?
Далеко текущий Абакан,
Абакан — Хакасская земля моя
В здравии и чести пусть
содержит меня, да меня.
Так ведь?
Отец с матерью пока живы,
пока живы, пока живы,
Народ свой приветствуя,
будешь ходить, приветствуя ходить.
Оздоравливайтесь, здоровья
набирайтесь, набирайтесь.
Всё лечение пусть будет на
пользу, пусть будет на пользу.
Пусть душа в теле будет
крепка, пусть будет крепка.
Хурай, хурай, хурай !!!
В этой песне наверное впервые задолго до аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
были предсказаны проблемы для Хакасии, связанные в том числе и с деактивацией менгиров и ослаблением энергетической защиты
республики :
- С гидростанциями воды
большие пришли, пришли, пришли, их Верховные духи удерживают...
Третье обращение было явлено через Леонида Яковлевича Асочакова в
июле 2000 года, когда борьба сторонников и противников перемещения
Хуртуях Тас была в самом разгаре. Общий смысл обращения состоит в том,
что хакасская Богородица призывает свой народ вернуться к истокам и
сохранить свою землю.
Но и это обращение многих не убедило. Баталии продолжались ещё несколько
лет. Противники возврата каменной Бабы ссылались на высокую оценочную
стоимость изваяния - 1,5 млн. долларов по расчётам ЮНЕСКО. Итпеков же
считал :
- Если даже с мечом человек
придёт к Хуртуях Тас, она себя защитит, а враг сам напорется на свой
меч, но останется жив и в панике в бегство пустится с воплем: «Не
трогайте её никогда!».
Для некоторых эти доводы выглядели настолько смешными, что их просто не
принимали в расчёт. Требовалась полная сохранность и защита экспоната,
но в конце концов
система вынуждена была сдать назад, однако на своих условиях.
Возвращение.
Обряд
переноса Хакасской Прародительницы из музея на свою землю был продуман
задолго до сего знаменательного события. Он был готов ещё до
подписания Ельциным указа о возвращении религиозных ценностей. Итпеков
дословно передал его суть, но до исполнения
своей мечты не дожил. Свою лепту в общее дело внесли и местные
шаманы. Место куда должна быть установлена Хуртуях Тас показал
известный в Хакассии геофизик-лозоходец Н.Н.Кузнецов, который с
помощью своего изогнутого электрода указал точку наибольшей геомагнитной
силы, где и следовало установить каменную Бабу. Вот его заключение :
- Здесь биолокационной
съемкой определено, что каменное изваяние было установлено древними
людьми в пределах низкочастотной геопатогенной зоны в ее положительной
эпицентральной части. Выявленная низкочастотная геопатогенная зона имеет
синусоидальную форму и ширину порядка 20 метров, своей длинной осью
ориентирована на северо-восток. Интенсивность биолокационной аномалии
здесь составляет порядка 450 условных единиц.
Я конечно в некоторых вещах с Николаем Николаевичем не согласен. В
частности геопатогенность, судя по названию, предполагает опасность
энергий для человеческого организма. В случае с Хуртуях Тас благотворное
влияние зоны предполагает её геоактивность. Также, высказывание
Кузнецова на втором собрании в защиту Хуртуях Тас определило его
отношение к каменной богине как к обычному куску породы :
- В самом камне энергии
совсем нет, она сконцентрирована в земле, на которой стояла, поэтому
можно вырезать из камня ещё одну Хуртуях Тас и поставить на прежнее
место, а настоящую оставить в музее.
Моё
мнение : в этом
камне заключён разум. Безликая энергия желаний не исполняет и не
подходит выборочно к каждому человеку в зависимости от его пожеланий.
Но вернёмся к описанию ритуала возвращения Хуртуях Тас на родину.
Подготовка к перемещению Хуртуях Тас началась ещё 28 августа 2003 года :
- Дело происходило под
вечер. Стелу обвязали верёвками, подняли на приспособлениях и оставили
висеть в воздухе до утра. Утром Хуртуях Тас уложили в приспособление
типа саней и вытянули из здания. На улице краном переложили в машину с
песком. Сверху накрыли ковром.
По
обряду, покормили оставшихся узников, чтобы они не чинили препятствий в
пути. Попрощавшись, двинулись в путь. Машина с ценным грузом двигалась
до места целый день. По дороге часто останавливались и выполняли обряд
окропления, воздавая почести хозяевам гор, рек и т. д. По пути у рек
собирали каменные голыши, чтобы уложить их у ног Хуртуях Тас. К месту
назначения у села Анхаков
приехали уже ночью. Народ не расходился и ждал богиню своей земли.
Процесс установки не обошёлся без сложностей. Долго не могли установить
Хуртуях Тас на своё место - каменное изваяние шевелилось и отклонялось в
своём первоначальном наклонном положении. Оно и понятно, астральная
связь с землёй была давно нарушена, к тому же нужно было знать законы
статики чтобы по новой установить каменную Бабу с тяжёлым верхом в
наклонное положение. Поэтому Её поставили и прикопали строго
вертикально. Данное изваяние по типу установки имеет много общего с
висячим камнем Ергак и
ему подобным мегалитам, которые установлены в точке совершенного
равновесия и держатся посредством естественного магнетизма, возникающего
при концентрации энергий Земли в этой самой точке.
Но людям пока такое недоступно - восстанавливать астральные связи,
поэтому Хуртуях Тас поставили как есть. При установке, людей
расставили по противоположным сторонам от каменной Бабы : мужчин с левой
стороны, женщин - с правой. Все кланялись Хуртуях Тас, затем опустились
на колени перед ней.
После того как изваяние установили, был проведён обряд поклонения
Солнцу, Луне, Небу, хозяевам гор, рек, озёр. Опять же просили прощения
за свои и чужие ошибки, возносили благие пожелания.
Всю ночь горели костры, а люди
праздновали возвращение своей Прародительницы домой. Улуг Хуртуях Тас
была установлена на своё место 30 августа 2003 года.
Официальное празднование возвращения Хуртуях Тас на свою родину было
назначено на 12 сентября 2003 года. В этот день в аскизскую
степь прибыло много людей со всей Хакасии.
Среди почётных гостей помимо
губернатора республики Алексея Лебедя был специально приглашённый
в Хакасию из Кызыла консул Монголии в России Баатор Цаянгийн. Была
торжественно разрезана алая ленточка и сказано много речей в честь
такого знаменательного события. Были также проведены шаманские ритуалы и
концерт с участием национальных ансамблей. В общем это мероприятие стало
самым ярким событием последнего времени в Хакасии.
Также были согласованы планы строительства стеклянной юрты, в которой
впредь и должна была находиться Хуртуях Тас. Губернатор выделил на эту
золотую клетку 1,5 млн. рублей, которую и построили спустя год после
возвращения каменной Бабы. Специально для этой цели был создан
Анхаковский муниципальный музей под открытым небом "Улуг-Хуртуях-Тас".
Сегодня
каменное изваяние стоит на своем прежнем месте. Правда эта победа
оказалась лишь частичной, потому что как и в музее под неё адаптировали помещение, обложили его кафелем и обвесили калориферами для поддержания
определённой температуры в стеклянной юрте. Подобная глянцевость заведения была сделана исключительно для удобства
посетителей, а не для каменной Прародительницы Хакасов. Золотая клетка
хоть и способствует подпитке менгира энергией земли и огня (Солнца), но
полностью исключает энергообмен со стихиями воздуха и воды, что препятствует
нормальной работе Хуртуях Тас.
В сложившихся условиях правильно было бы просто обнести Каменную Бабу
сеткой-рабицей для максимально полного взаимодействия со стихиями, как это сделано в случае с Большим Салбыкским Курганом.
Но по мнению номенклатуры, чем богаче тем лучше, поэтому и такое решение
национальный совет старейшин принял как долгожданную победу, хотя в
абсолюте ратовал за полное освобождение всех менгиров из национальных
музеев.
- Нужно вернуть наши менгиры
на их исконные места. Они были поставлены нашими предками как обереги
для пользы народной. Возвратив их, мы сделаем тот поступок, которого они
(каменные наши праотцы и праматери) ждут от нас. Мы этим дадим им былую
силу и мощь. Они встанут на защиту нашего здоровья, силы и дадут нам
удачу в наших добрых начинаниях, которых нам ох как не хватает. Тот
момент, когда менгиры стали собирать и свозить в музей, не прошёл для
коренного населения даром. Наш народ стал терять почву из-под ног, стал
спиваться, быстро сокращаться в численности.
Обращение к хакасскому народу.
Но и такому развитию событий хакасская общественность была безмерно
рада. Хуртуях Тас стала единственным менгиром в Хакасии, который был
возвращён на своё место. Жаль, что этот уникальный случай стал лишь
исключением из правил, а не системой по возвращению силовых объектов из
музеев в геоактивные зоны с целью усилить энергоинформационную
безопасность республики.
Мнение автора :
Улуг Хуртуях Тас я посещал
дважды и сразу же отметил мощное биополе, исходящее от менгира. Наравне с
Большими воротами Салбыка это изваяние является наиболее сильным во всей
Хакасии, по крайней мере из тех, что мне удалось посетить к 2016 году. Конечно
сила хакасской Богини всецело является заслугой геологического разлома, камень
лишь концентрирует эту энергию в своём теле, а разум направляет её на реализацию
желаний людей. Могу с большой долей уверенности сказать, что в деле сохранения
Саяно-Шушенсской ГЭС Хуртуях Тас принимала деятельное участие, чтобы не
допустить масштабной катастрофы по прорыву плотины
в 2009 году. Ослабление энергоинформационной защиты территории вследствие удаления
менгиров со своих родовых мест привело к таким последствиям и катастрофе на
СШГЭС. Что касается установки ...
правильно бы было просто обнести стелу рабицей с вагончиком сторожей, а не
тратить деньги на стеклянные дворцы и поддержание микроклимата, который никому
не нужен. Во всяком случае Хуртуях Тас уж точно !
22.08.2016 г.
Ростовцев Сергей
Сайт
Рубикон
www.rubikonriver.narod.ru
Материалы по теме :
1.
Великая
Хуртуях Ине - истинная богиня нашей земли
2.
Видео. Чудеса Хакасии " Тайны древних камней" РТС.
3.
Видео. Тайна Хуртуях Тас.
Если у вас есть что сказать по данному вопросу и дополнить материалы
новой не известной ранее информацией,
пишите
мне на
E-mail.