Так как
горы
обладают
сильной
энергетикой,
на них
любят
забираться
люди,
которым
нужно
пополнится
этой
энергией
:
инвалиды,
старики,
люди с
различными
заболеваниями.
Естественно,
такие
люди не
могут
носить с
собой
тяжелый
рюкзак,
а шерпы
из
якутов
за
некоторые
деньги
помогут
им
перенести
вещи и
покажут
правильную
дорогу.
По
причине востребованности
и
небольшой
удалённости
мегалитического
комплекса
от
якутской
цивилизации
сюда
кроме
диких
туристов
организуют
путешествия
и
местные
туристические
фирмы,
как было
написано
выше,
под
контролем
гидов-шаманов.
Горная
порода
под
воздействием
природных
стихий,
создала
необыкновенные
композиции,
состоящие
из
фигур,
напоминающих
людей и
зверей.
Смотря
на эти
шедевры
природы,
вспоминается
легенда
об
окаменевших
людях.
Каждый
камень
в этих
краях что-либо
означает
и
заряжает
тебя
уникальной,
присущей
только
ему
энергией.
Здесь
есть
камни
любви,
здоровья,
денег и
т.п. В
особых
случаях
вам
могут
рассказать
спец.
истории
о людях,
которых
завозили
на гору
в
инвалидной
коляске
и потом
те
начинали
ходить.
Весьма
допускаю.
Сила и
потрясающая
красота
этих
мест
велики !
Считается, что приходить в эти края нужно тогда когда позовёт гора в ином случае
место будет чинить разные препятствия и человек может совсем не доехать, так как
территория по которой разбросаны мистические мегалиты очень большая.
В
небольшом
кругу
исследователей
мегалитических
комплексов
Восточной
Сибири
есть
весьма
справедливое
мнение,
что
название
Кисилях
присуще
только
этому
верхоянскому
комплексу
:
-
Других
Кисиляхов на
свете не
существует,
Кисилях это
название горы, а
не каменных глыб
похожих на
людей. Другой
Москвы в России
не существует,
точно также
других Кисиляхов
не существует.
Но по схожести
комплексов по
всей Якутии,
подобные же
каменные кекуры
стали называть
кисиляхами. К
слову, и
склонение этого
слова "кисилях"
тоже не уместно,
так как кисилях
во множественном
числе уже
подразумевает
"похожих на людей".
Правильно
следует говорить
якутские Кисилях,
а не Кисиляхи.
Но помимо
этого
комплекса на северо-востоке
Якутии
существуют и
другие, порой даже
более
грандиозные Кисилях, о
которых мало
кто знает.
Оймяконские
мегалиты.
Каменные
останцы близ
посёлка
Усть-Нера в
Оймяконском
улусе
на реке
Индигирке являются
вторыми по
известности кисилях
Якутии. И
это
собственно
тоже не
удивительно,
так как
рядом
находится
довольно
крупный
посёлок и
проходит
Колымская
трасса. Но
известен он
по большему
счёту только
здесь, так
как
удалённость
от
цивилизации
этих
областей
России очень
большая.
Мегалитические
конструкции
Индигирки
можно
встретить
уже почти у
самого
посёлка Усть-Нера,
но самые
интересные
"развалины" и
в большем
их количестве
нужно искать
ниже по
течению на
правобережье
этой реки. И
здесь их тьма-тьмущая,
растут как
грибы по
гребням
сопок.
Такие
огромные
территории,
столь
удалённые,
со
значительными
перепадами
высот никто
не
исследует.
Общую
информацию о
местоположении
Кисилях
Индигирки с
разнообразными
эффектными
фотографиями
дал
в 2013 году
фотограф и
исследователь
Якутии
Сергей
Карпухин,
который
задался
целью
познакомить
людей с
неизвестными
ландшафтными
объектами
этого края.
В большей
мере по его фотоэкспедициям
мы и можем
судить о
мегалитических
конструкциях
Индигирки,
хотя по
этому
направлению
ещё можно
найти и
сторонние
материалы.
Для Якутии
эти места в
общем то
вполне
цивилизованные.
Гранитные города Улахан-Сис.
Более
грандиозный
мегалитический
город
расположен
на
Севере
Якутии
на
хребте Улахан-Сис
всё той
же
Индигирки
у её
притока реки Алазеи
недалеко
от
Северного океана.
Впервые
из
известных
исследователей
Сибири
алазейские
Кисилях
были
упомянуты
в 19
веке Г. Майделем,
а после
были
фактически
забыты :
-
Они
имели
самые
причудливые
формы :
были
столбы
высотой
до
четырех
и более
саженей.
Нижняя
часть
этих
странных
образований
до
высоты
одной
сажени
была
большей
частью
тоньше,
чем
верхняя.
Были
даже
такие,
что,
проезжая
мимо них
верхом,
невольно
задаешь
себе
вопрос,
не лучше
ли их
объехать,
потому,
что
колонны
стояли
на столь
тонкой
ножке,
что
могли,
казалось,
обрушиться
каждую
минуту.
У
некоторых
колонн
ножки
были
настолько
красиво
выгнуты
и кругло
отшлифованы,
что
лучше не
сделал
бы
камнетес...
Этот
мегалитический
комплекс
так бы и
остался
местом
тайным и
нетронутым
человеческим
вниманием,
если бы
на него
не
обратил
объектив
своего
фотоаппарата
всё тот
же
подмосковный
ценитель
якутских
красот
Сергей
Карпухин.
-
Несколько
лет
назад, я
увидел с
десяток
фотографий
знакомого
мне
якутского
биолога
Александра
Кривошапкина,
больше
известного
в
Интернет-среде
как
Дерсу,
которые
он
сделал
прямо
через
иллюминатор
самолёта
во время
авиа учёта
популяции
дикого
северного
оленя в
заполярной
Якутии.
Карпухин
То что
он
увидел
на фото
поражало
воображение
: среди
тундры
по
вершинам
гребней
протянулись
ряды
каменных
изваяний
самых
разнообразных
форм и
размеров.
Сергей
уже в
2013
году
проводил фото экспедицию
к
оймяконским
Кисилях,
поэтому
этот ещё
более
величественный
комплекс
стал
мечтой и
целью
для
будущего
путешествия.
И эта
поездка
состоялась
в 2016
году.
Собранных
с
помощью
краудфандинга
и
коммерческого
тура
денег
всё
равно не
хватило
для того
чтобы
организовать
без
проблемную
заброску
на
место,
поэтому
было
принято
решение
идти на
катамаране
600
километров
по
Индигирке,
а после
и ещё
200
километров
до
посёлка Чокурдах,
откуда
уже и
можно
было
улететь
самолётом
до
Якутска.
Изначально
Сергей
планировал
взять с
собой
того
самого
якутского
биолога
Кривошапкина,
но по
каким то
причинам
ушёл на
сплав с
другим
участником,
специально
прибывшим
к началу
этой
экспедиции
из
Краснодара.
Сплав
начался
от
посёлка
Хонуу и
продлился
ровно
месяц, с
выходом
по пути
к
мегалитическому
городу Улахан-Сис.
До места
начала
сухопутного
маршрута
от
маленького
посёлка
Похвальный,
исследователи
шли
вполне
стандартно
для
такого
вида
водных
путешествий.
Самая
интересная
часть
началась
от
указанного
выше
посёлка,
где
путешественники
оставили
свой
катамаран
и
направились
к
мегалитическому
комплексу,
до
которого
оставалось
около 30
километров.
О том,
что
Улахан-Сис
ещё в
недалёком
прошлом
являлся
неприкосновенной
сакральной
территорией
подобной
верхоянскому
хребту
Кисилях
свидетельствует
название
одного
из
ручьёв
стекающих
вниз -
Кигилях.
Так
правильно
и
говорится
на языке
Саха о
"похожих
на
людей".
Поднявшись
в
царство
каменных
истуканов, Сергей
Карпухин
принялся
изобретать
названия
для
останцев,
а также
группировать кекуры в
сообщества
или так
называемые
города.
Творческие
люди
вообще
любят
подходить
к делу
не
стандартно. Видимо
будучи
поклонником Толкиена,
исследователь
дал
группам гранитных
стел названия
из книг
фантаста.
Так
появились
Шир,
Мордор,
Город
эльфов.
Другие
группы
камней
по
узнаваемым
контурам
получили
названия
вполне
земных
городов
:
Нью-Йорк,
Москва,
Афины.
Отдельные
имена
доставались
и
наиболее
впечатляющим
исполинам.
Подробный
отчёт
путешествия
со
множеством
фотографий
Сергей
Карпухин
позже
выложил
в свой
Живой
Журнал и
тот
обзор
думаю на
долгие
годы
останется
единственным
описанием
мегалитического
комплекса Улахан-Сис.
Кисилях хребта Суор-Уйята.
Не
менее грандиозный город расположен в
200 километрах восточнее Чокурдаха. Граничащий с Улахан-Сис хребет
Суор-Уйята несколько отличается от своего масштабного брата. Судя по фотографиям
эта местность представляет собой знакомые мне ландшафты Хакасии с установленными
то там, то здесь высокими каменными менгирами. Эти исполины одиночно
либо небольшими группами возвышающиеся над пустынным плоскогорьем, настолько не
характерны для данной местности, что поверить в их естественное происхождение
можно с большим трудом. Впервые о них упомянул в 2012 году всё тот же биолог
Кривошапкин, который на известном якутском сервисе Ykt.ru привёл фотографии этого
"ландшафтного объекта".
Гора Кисилях-Тас - наивысшая точка хребта Суор-Уйята также не случайно так была
названа. Топонимы и гидронимы кисилях-кигилях часто присутствуют в местах
скоплений подобных менгирообразных мегалитов в Якутии.
Версии происхождения Кисилях.
Центральную
версию происхождения каменных столбов Якутии у местных народов можно понять по
легенде :
- В
далекие
времена
эта
земля не
была
скована
мерзлотой,
и в
горах
жили
люди. Но
год от
года
климат
становился
все
холоднее,
и горные
жители
приняли
решение
переселиться
на юг.
Но злые
духи
воспрепятствовали
этому:
при
переходе
людей
через Кисиляхский
хребет
они
превратили
их в
фигуры
из
камня.
Именно
поэтому
эти
вертикальные
останцы
похожие
на людей
и
получили
своё
название
Кисилях.
Если
когда то
эта
версия и
была
основополагающей,
то с
приходом
русских,
принёсшим
материалистические
теории
на эту
землю,
останцы
стали
именоваться
столбами
выветривания
или
короче
кекурами.
Исследователь полярной Сибири Фердинанд Врангель высказал предположение, что
формирование этих образований происходит из-за резких температурных перепадов,
когда в горных породах образуются морозобойные трещины, которые расчленяют даже
очень крепкие изверженные породы на отдельные блоки и в результате морозного и
ветрового воздействия за тысячелетия разрушают их, создавая останцы, имеющие
нередко самые разнообразные формы.
Более чем на столетие теория ветровой эрозии не подвергалась сомнению, да и кто
будет спорить о том, что под действием стихий, камень за тысячелетия может
разрушаться. А вот предположения о происхождении этих камней вызывают некоторые
сомнения.
В
наше время, когда фундаментальную науку стали размывать разные метафизические
учения, альтернативные учёные, непризнанные официальной наукой, стали выдвигать
и другие версии в происхождении этих мегалитических построек относя их к
результату деятельности иных человеческих цивилизаций.
По одной из
гипотез,
эти
"человекоподобные"
и
распиленные
скалы есть
не что иное,
как
уникальные
сооружения,
созданные
для связи с
космосом
исчезнувшими
во время всемирного
потопа
цивилизациями
времен
атлантов.
Возможно,
именно здесь
следует
искать следы
высокоразвитой
цивилизации
гиперборейцев
гипотетического
материка Арктиды.
И в этом споре сторонников правого
и левого крыла ещё не скоро будет поставлена точка.