Метеоритное озеро.
  
   Есть в моей работе такое интересное направление - разбирать творческие произведения разнообразных исследователей Сибири. Как правило это геологи или специалисты смежных полевых профессий, в своё время исходившие какие-то регионы нашей дремучей земли. После окончания активной деятельности они садятся за стол и пишут таёжные истории, где в общем то с минимальной долей фантазии описывают наиболее интересные и загадочные случаи. Если повествование меня заинтересовывает, то я начинаю разбирать его по кусочкам, выясняя где происходили интересные события, выписываю мелькавшие в тексте топонимы и гидронимы, описание маршрутов, характеристики объектов и описанных феноменов.
   Чтобы вы поняли о чём я здесь говорю, могу привести пример книги известного учёного, а в свободное время и писателя-фантаста, Ивана Ефремова "Голец Подлунный". В этом произведении повествуется как группа геологов обнаружила в горах Центральной Сибири пещеру с рисунками древнего человека на стенах и костями ископаемых животных. В книге было дано название горного хребта где были обнаружены находки. По этим зацепкам в настоящем времени было проведено несколько поисковых экспедиций, чтобы найти описанную Ефремовым пещеру. Конечно в таких произведениях нужно делать ссылку на фантазию автора и шифрование данных, но разгадать местоположение интересующего объекта всё же можно.
   Помимо Ефремова на ниве исследования феноменов Сибири проявили себя такие учёные и в последствии писатели, как Обручев, Шишков, Арсеньев... Но разговор сейчас не о них.
   В этой статье мы разберём фантастическую повесть писателя Юрия Сбитнева "Прощание с Землёй".
   Многие годы Юрий Сбитнев жил и работал в Сибири в частности на Нижней Тунгуске, как он её называет, "северная Ганга - самая загадочная река мира". Именно она, Нижняя Тунгуска или на языке эвенков Авлакан, воспетая Вячеславом Шишковым как Угрюм-река, стала вдохновением и главным героем нескольких его книг. Пожалуй, особо в прозе Юрия Сбитнева стоят повести в которых рассматривается тема тунгусского феномена. Не зря имя писателя стоит в одном ряду с учеными-исследователями этого "дива", а на его повесть "Эхо" ссылаются серьёзные ученые и исследователи, занимающиеся этой проблемой.
   Тема книги "Прощание с Землёй" развивается вокруг загадочного таёжного озера Егдо, расположенного где-то в междуречье Авлакана и Сагджоя. Последняя река также символична и подразумевает Подкаменную Тунгуску. Почему ? Об этом ниже.
   - Дикое междуречье, ограниченное с севера  Авлаканом, а с юга Сагджоем, тогда, да и сейчас еще было мало изучено.
   По книге автор, называющий себя Василий Кузьмич, знакомится с двумя эвенками, которые рассказывают ему историю о десятиметровой щуке, живущей в далёком таёжном озере Егдо. Эвенки даже соглашаются показать их гостю это озеро, до которого от эвенкийской деревеньки Инаригда всего два дня пути. В посёлке об этом озере знают но ходить туда не рекомендуют - умерший шаман Хына запрещал это делать.
   Автор хорошо знал Нижнюю Тунгуску, но про озеро "на той возвышенности за увалом" никогда не слышал. Не было озера и на карте Василия. В той стороне простирались сплошные болота и мари.
   На  громадной этой территории не было ни сел, ни таежных заимок, и даже редкие зимовья обозначались на карте, поскольку были единственными признаками цивилизации. Кочевые эвенки и те редко посещали междуречье и не задерживались долго в тех гиблых дебрях.
   Всю дорогу к озеру я записывал отличительные особенности местности, на которые ссылался автор. В последствии так проще будет анализировать информацию. Итак, краткая выжимка по тексту книги : 
 
   Решено  было идти водой из Инаригды по Нижней Тунгуске. Последней отправной точкой на реке должен был быть крутой мыс в форме медведя, который так и назывался Медвежий увал.
   - Громадным спящим медведем в густой шубе тайги поперек Авлакана лег увал Медвежий. Тяжелая голова уткнулась мордой  в каменные россыпи, горбатая спина выгнулась к небу, тесно поджаты под брюхо задние лапы, а передние, чуть расставленные, держат всю тяжесть тела на себе. Пьет медведь, приникнув мордой к Авлакану, пьет так уже многие века. Нигде не видел я такого слепка с живого  существа, такого анатомически точного и увеличенного природой до громадных размеров. Но самое  поражающее в этой картине была зияющая рана на боку исполина. Громадный клок шкуры вместе  с мясом был вырван, и в  ране  ясно  были  видны  белые  ребра,  по  которым струилась, окрашивая воду в реке, медвежья кровь.
   Там, где упирался мыс Медвежьего увала в Авлакан, путешественники пересекли реку и причалили к левому берегу. Отсюда по левобережью и лежал их путь почти точно по меридиану на юг.
   Проводники вели своего гостя слаборазличимой эвенкийской тропой, как ни странно, но иногда этой дорожкой всё же ходили местные. Через пару часов пути тропа вошла в гарь :
   - Прошли  гиблым  чернолесьем. Под ногами чавкала земля, словно пыталась проглотить нас. Ветви сомкнулись над головами, и мне пришлось долгое время идти согнувшись. Неуглядный эвенкийский тупик явно не был рассчитан на мой рост.
   Пройдя зону мёртвого леса путники остановились на ночлег.
   В середине следующего дня после шести часов пути они дошли до рыбацких зимовий. Здесь ситуация была не лучше. Сильно погорели как строения, так и окружавшие их одиночные деревья.
   - Ощущение беды на сердце, горьковатый запах гари, далекий запах, лишенный плоти, витающий вокруг, словно бы воздух,  невидимо сгорая, источает его. Вынырнул из забытья : идем мрачной, черной какой-то  низиной.
   И запах гари есть - не показалось мне, нет. Обочь тропы - старая-старая гарь. Черные пики деревьев стоят вокруг, земля  черная, ни травинки, ни кустика, и только сплетаются в долгие нити, обметывают сухой плесенью землю мхи. Старая гарь, очень старая, но до сих пор полна горьким запахом беды. Но не он, старый, как погребная  плесень, запах, обеспокоил меня. Что-то другое насторожило.
   Именно отсюда Василию на глаза стали попадаться странные округлые, как вулканические бомбы камни :
   - Камень лежит  на  руке  тяжелый, молчаливый, в черной рубашке окалины, в мелких  пупырышках, круглый, как ядро. Вглядываюсь в рисунок концентрических колец. Словно бы спекшиеся песчинки в плотной рубашке окалины, черной, так и  кажется, оставит след сажи на руках.
   Ничего подобного за всю свою геологическую практику Василий не видел. Рассматривать камни не было времени, проводники поторапливали, озеро Егдо было уже близко. Но Василий не мог уйти не обследовав место. Сгоревшие сосны и лиственницы стояли как окаменевшие сталагмиты.
   Прошли дальше. Поднялись на пригорок.
   - Передо мной, насколько хватало глаз, лежала мертвая черная пустыня.  Ни  деревца, ни кустика, ни травинки, даже мхов не было. Царство черного  камня  лежало передо мной. И эта чернота, эта россыпь словно бы  прибрежного  скатанного
галечника каким-то незнакомым чувством, скрытой тайной тревожили сердце. Далеко впереди, в синеватой пыльной дымке, словно бы ее испаряли камни, чуть угадывались крутые складки сопок с редкой тайгой. Но они были так далеко, что казалось - на ту обетованную, полную жизни Землю гляжу с другой, мертвой планеты, планеты, где только черный камень.
   Среди горелой земли вилась тропка уходящая к бледно-голубому овалу в чёрной оправе. Как признался сам автор, такого места нет нигде на Земле. Егдо было единственным озером из сотен тысяч, щедро  разбросанных по Нижней Тунгуске, и представляло собой громадный кратер древнего вулкана, окруженного извергнувшейся лавой. Так думал автор спускаясь к магическому чёрному озеру. Как и положено вулканическому озеру, дна его видно не было - берег сразу уходил в глубину.
   - Я достал из рюкзака  карту района, которую прихватил с собой еще из  Москвы, и легко определил в громадном междуречье Авлакана и Сагджоя свое нынешнее местонахождение - это  была одна из непроходимых,  залитых болотами четырех впадин, обозначенных на карте темно-зеленой краской с черной  подштриховочкой.
   Было ясно, что без проводников он бы не нашёл среди бескрайних болот эту тайную эвенкийскую тропочку, выводящую его к этому заветному озеру.
   Василий принялся собирать камни в изобилии валявшиеся по берегу озера. Эвенки же, озираясь у костра, постоянно напоминали белому гостю, что пришли сюда за щукой. Приглядевшись к своей стоянке, Василий понял куда пришёл :
   - Несколько шестов  с медвежьими черепами стояли подле голого чумища. Следы костров  были  видны на черном камне. Чуть поодаль - коряжина, похожая  на  соху,  перевернутую вверх лемехом. Чуть ниже белого, почти  прозрачного черепа  медведя  с  глубокими  глазными  отверстиями, словно все еще наблюдающими мир, висела щучья челюсть никак не меньше полуметра длиною. Кости разбросаны. Да лежали еще принесенные  сюда  вязанки хвороста. Ясно - передо мною  было  культовое место какого-то эвенкийского рода.
   Проводники снова торопили гостя, как будто чего-то боялись :
   - Однако, Кужмити, бежать надо. Лови шибко, и айда. Бежать надо назад - тайга бежать. Отдыхать будем, жрать будем, кусать водка.
   Кузьмич второпях сделал план кратера и озеро, камней больше брать не стал.
   Пришло время рыбалки. Эвенки нашли неподалёку хлипкую берестянку и спустили на чёрную воду. Василий со снастями устроился в ней и отплыл от берега. Закинув блесну Кузьмич смотрел как грузило утягивает её всё ниже и ниже. И вот 100 метров лески оказались под дном берестянки.
   - Ребята, тут какая глубина - крикнул щукалов.
   - Однако, нет дна. Насквозь дырка, - озадачили его эвенки. Звук голоса был отчётливо различим с берега, хотя отплыл он уже на середину озера. Клёва не было, озеро оказалось мёртвым. 
   Смотав леску, Василий стал быстро грести к земле - не давало покоя усиливающееся чувство приближающейся опасности. Кузьмич решил попытать удачи с берега.
   Отойдя достаточно далеко от лагеря, он уже еле различал своих попутчиков. В очередной раз закинув блесну, Василий заметил как тень от дерева упала на воду. Ничего не понимая автор оглянулся, никакого дерева за ним не было. Стихли голоса эвенков, ушло солнце, накатил туман, а тень всё стоит. Пытаясь определить что отбрасывает тень, Кузьмич с ужасом понимает, что тень его разглядывает.
   - И не тень это... Нет!  Щука? Таймень? Рыба? Что это?
   Подошло близко к берегу, не возмущая мертвого покоя воды, поднялось из мрака... Сам мрак поднялся длинной полосою, черным, сброшенным в пучину каменным деревом. Словно бы фонарик  -  были  такие  в  моем  детстве,  с крупной круглой головкой над лампочкой, - направлен  на  меня  из  глубины озера. У самого берега светится белым глазом он.
   Жутко стало. В голове мысль, не нужно смотреть в этот зрачок из глубины. Собрал снасти и бегом к эвенкам. Те уже распалили костры из хвороста и ждут своего гостя, чтобы бегом выбираться из этого проклятого места.
   На ходу, удаляясь от затягиваемого туманом озера, он услышал от своих попутчиков три вопроса : Ловил ? Видел ? Теперь веришь ? Ответы и так были очевидны.
   Вдали поблёскивали три ритуальных костра, которые оставили эвенки на озере.
   Выскочили на границу чёрного цирка, с которого наблюдали озеро. Чадный белый туман с черной окалиной поверху затопил  впадину, словно бы гнался за ними.
   - Однако, ушли. Не догонит теперь. Шибко плохой туман тут. - заметил один из проводников.
   Эвенки рассказали, что туман тот кости портит, даёт кашель, тело от него гниёт. Долго гадали ещё в Инаригде будет ли туман и смогут ли они спуститься к озеру.
   Путешественники уже достаточно далеко отошли от Егдо, надвигалась гроза, поэтому решили направиться к землянке чтобы там переждать непогоду, поесть и выспаться.
   Расположившись в землянке, они видели как снаружи бушует стихия, вокруг землянки бьют в землю молнии. Эвенки знали, что Кузьмич взял с озера странные чёрные камни и связывали бурю с местью грозного бога тех мест за нарушение спокойствия. Они даже пытались уговорить его выбросить камни, так как они притягивали молнии, и после долгих уговоров Василий выкинул рюкзак с образцами за порог землянки. После окончания бури, Кузьмич всё же забрал камни - грех было бросать такое богатство, но пообещал эвенкам, что никому в Инаригде не скажет, что был на озере Егдо. Эвенки же рассказали гостю, что Егдо на их языке значит "огненное".
   - Я вышел из землянки, поднял рюкзак и высыпал содержимое из него на землю. Сухими, опаленными великим огнем, в  панцирных рубашках окалины, лежали передо мной метеоритные тела, поискам которых отдал всю жизнь мой учитель Леонид Александрович Журавлев.
   Я взял в руки тяжелый черный окатыш и долго глядел на него: есть ли это разгадка сагджойской тайны или это новая тайна, которой суждено мне посвятить жизнь?
 
   Окончание этой истории даёт понять какими событиями она была навеяна. В книге есть упоминание о некоей сагждойской катастрофе. Всё там списано под копирку с тунгусского феномена 1908 года : июньским жарким утром солнце зажглось над тайгой, небывалой силы взрыв потряс тайгу, на большой территории горели деревья и гибли животные, люди в спешке покидали свои стойбища, сейсмические центры Сибири и дальнего зарубежья фиксировали колебания земной коры...
   Есть там и персонаж, который стал собирательным с реальных исследователей тунгусского феномена. Некий Журавлёв Леонид Александрович, который спустя 20 лет с исследовательской экспедицией достиг места катастрофы, но увидел лишь разрушительные последствия катастрофы, так и не сумев разгадать тайну столетия - списан частично с Кулика, частично с других исследователей выдвинувших гипотезу о крушении над Подкаменной Тунгуске инопланетного корабля.
   Но не это стало главным открытием в книге, а тайна огненного озера Егдо, скрытого под пеленой ядовитого тумана, и гигантской щуки - живого божества запретного эвенкийского святилища.
 
   Мнение автора : 
 
   Об этой книге мне рассказал мой давний напарник по теме аномальной зоны "Чёртово кладбище" Денис Алехнович ещё в 2008 году. Он тогда на Дешембе как раз и выслеживал хитрую щуку, которую давно приметил в зарослях. Денис тоже пытался вычислить озеро Егдо по данным в книге Сбитнева наводкам и даже собирался наведаться в те края и явно не столько из-за гигантской щуки, сколько ради метеоритного камня.
   Такие истории в большей степени правдивы с небольшим вымыслом, но географические объекты как правило находятся там где и должны быть на местности.
   Что можно понять из описания маршрута по книге ?
   Отправной точкой путешествия является эвенкийский посёлок Инаригда, где могут что-то знать об этом озере Егдо-Агды, которое в тех краях считается запретным. Посёлок находится на Нижней Тунгуске, которую автор называет Авлаканом. В одном дне сплава по реке есть весьма приметный берег в форме медведя, который так и называется медвежьим увалом. От него и начинается слегка хоженая тропа почти точно на юг в сторону загадочного озера. От Нижней Тунгуски Егдо находится примерно в двух днях пути, минуя какие то то рыбацкие зимовья, где всё даёт понять, что место подверглось разрушительному воздействию огня.
   История при десятиметровую щуку, какой бы она не казалась иррациональной всё же имеет основания ей верить.
   - В мифологии многих народов Севера, Европы и даже Северной Америки встречаются примерно схожие рассказы о гигантских щуках, достигающих колоссальных размеров. Тот факт, что истории про гигантских щук появлялись независимо друг от друга, у разных народностей, несвязанных зачастую культурными, либо торговыми связями заставило задуматься о существовании ранее неисследованного криптозоологами вида.
   Так согласно мифологемам, гигантские рыбы обитают в больших озерах. По словам селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко - у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера Пурулто – "озерами черной воды", в таких водоемах они никогда не будут удить рыбу и плавать на лодке. Люди боятся подходить к берегам пурулто даже зимой, полагая, что чудовище может проломить лед и полакомиться путником.
   Теперь, что касается выжженной земли с остатками метеоритного камня и озером лежащем в его центре. Сбитнев не скрывает, что долгое время занимался разгадкой тайны тунгусской катастрофы и многие сюжеты в книге навеяны именно этими событиями. Возможно Егдо, это прообраз озера Чеко, который по версиям тунгусников имеет метеоритное происхождение, также имеет воронкообразную форму, как и описано в книге, около километра в поперечнике. Чеко находится в северо-западном направлении, совсем недалеко от известного тунгусского вывала.
   Можно, конечно, направить все усилия на поиск самого Юрия Сбитнева, который сейчас живёт на Украине в Чернигове и расспросить его по существу вопроса.
   В любом случае эта тема в будущем может стать весьма интересным направлением с которым можно будет поработать более основательно. И кто знает, что скрывается за этой тайной ?   
  
   29.07.2018 г.
                                                                                                                                                                                   Ростовцев Сергей
                                                                                                                                                                                         Сайт Рубикон
                                                                                                                                                                            www.rubikonriver.narod.ru
 
   Материалы по теме :
 
   1. Ю.Сбитнев. Прощание с Землёй.
   2. Джуутку-Наен : Легенды об огромных щуках-людоедах.
 
 
    Если у вас есть что сказать по данной теме и дополнить материалы новой не известной ранее информацией, пишите мне на E-Mail.