Китовая аллея.
Эскимосское святилище.
Есть на
юго-восточной
оконечности
Чукотки весьма
необычное место,
тайна которого
не разгадана и
по сей день.
Место это
называется
китовой аллей,
хотя так его
назвали
современные
учёные,
обнаружившие
совсем недавно
костяные
лабиринты
на
труднопроизносимом
острове Ыттыгран.
В
1976 году
группой
исследователей
из Института
этнографии АН
СССР под
руководством М.
А. Членова на
указанном
острове был
найден
археологический
комплекс,
представляющий
собой два ряда
вкопанных в
грунт огромных
костей и черепов
гренландских
китов.
В наши дни
Китовая аллея
является одной
из самых
известных
достопримечательностей
Чукотки, но до
недавнего
времени о ней
никто ничего не
знал, кроме
разве что
местных
эскимосов.
Вскоре
к необычному
объекту выехала
научная экспедиция,
которая подробно
изучила это архитектурное сооружение.
От них памятник
и получил своё
необычное
название -
китовая аллея.
Его основными
компонентами
являются два
ряда вкопанных в
грунт огромных
костей
гренландских
китов. Третий
ряд образуют
черепа. Каждый
ряд достигает в
ширину чуть
больше двух метров,
а изогнутые
кости
возвышаются над
землёй на полтора метра.
Вдоль линии
берега пятнадцатью группами располагаются черепа
китов по 2-4
штуки в каждом
ряду. Второй ряд, идущий параллельно первому, состоит
из массивных челюстных костей. Их диаметр – около полуметра и
почти пять метров составляет высота каждого столба.
В пространстве между рядами черепов и челюстных костей гренландских китов находится не менее 150 мясных ям, где
хранилась еда. Чуть дальше хорошо различимы искусственные структуры в виде выложенных из камня колец,
а также рукотворная каменная
дорога длиною в 50 метров. Дорога ведет к ровной, круглой площадке.
Площадку со всех сторон окружают валуны. В центре ее также лежит большой
плоский валун, а неподалеку от него находится сложенный из мелких
камней, заполненный золою очаг.
Кости китов, валуны и каменные плиты
издавна использовались морскими арктическими зверобоями при возведении
жилищ и хозяйственных построек, однако ничего подобного Китовой аллее ни
на Чукотке, ни за ее пределами обнаружено не было. Поражают воображение
не только размеры памятника, около 500
метров, но и структура комплекса.
Изучая галечную
косу, на которой
расположена
значительная
часть памятника,
участники
экспедиции
обратили
внимание на
лежавшие под
мощным слоем
гальки у самой
кромки прибоя
многочисленные
китовые кости и черепа. В прошлом они,
несомненно, тоже были частью Китовой аллеи, которая представляла собой еще более грандиозный комплекс,
чем сейчас.
Ввиду особой
неординарности
постройки версий
о назначении
этих рукотворных
костяных
сооружений было
не много.
Как считают
исследователи,
Китовая аллея
являлась
центральным
святилищем
крупного
межобщинного
объединения в
этом районе.
Жители окрестных
посёлков
съезжались на
Ыттыгран для
проведения
празднеств и
ритуалов.
Первые
исследователи
Китовой
аллеи
отнесли её к
позднему
периоду
культуры Пунук и
датировали
её создание
XIV веком. В
это время
древняя
культура
китобоев
Берингова
пролива
достигла
высшей точки
своего
расцвета.
Для добычи
китов
древние
эскимосы
объединялись
в
промысловые
отряды во
главе с
наиболее
удачливыми и
уважаемыми
охотниками.
Есть версия,
что Китовая
аллея была
местом
ритуальных
встреч
мужчин,
входивших в
союз
китобоев.
Такие
охотничьи
союзы, по
данным
этнографов,
существовали
на Аляске, а
значит,
могли быть и
на Чукотке.
Предполагается,
что на своих
«сходках»
мужчины
делились
опытом,
рассказывали
о новых
способах
охоты.
Зачем была
создана
Китовая
аллея, никто
уже не
знает. Не
смогли
прояснить
ситуацию и
современные
чукчи,
поэтому
учёным
пришлось
делать лишь
предположения.
Стоящие
группами
китовые
черепа,
возможно,
отмечали
места
причалов для
лодок
обитателей
разных
поселений,
приплывавших
на
празднество.
А обряды,
посвящённые
умершим,
могли
проводиться
у
вертикально
врытых в
грунт
китовых
челюстей,
которые для
древних
охотников
Берингова
пролива
олицетворяли
предков.
Каменные
кольца,
видимо,
символизировали
души умерших
сородичей.
Праздники на
Ыттыгране
сопровождались
изобильными
пиршествами.
Об этом
говорит
огромное
количество
мясных ям,
во многих из
которых
сохранились
остатки
пищи. В
честь духов
устраивались
спортивные
состязания.
По мнению
учёных,
отверстия в
верхней
части
столбов из
китовых
костей могли
предназначаться
для
подвешивания
призов,
вручаемых
победителям.
Судя по
расположению
культовых
объектов,
ритуалы,
совершавшиеся
здесь, могли
быть двух
типов. В
некоторых
обрядах,
состязаниях
и пирах
могли
участвовать
все, кто
прибыл на
остров. А
совершить
главный
ритуал,
поднявшись
по дороге к
каменному
святилищу,
имели право
только
посвящённые
шаманы.
Ыттыгран был
местом
ритуальных
встреч
охотников на
протяжении
как минимум
200 лет. В
XVI веке
китобойный
промысел
пришёл в
упадок в
связи с
резким
похолоданием.
Поскольку
киты стали
редко
появляться в
этих
широтах,
необходимость
в крупных
охотничьих
отрядах
отпала, люди
перестали
посещать
Китовую
аллею, и со
временем она
была забыта.
Ни в памяти
местных
жителей, ни
в фольклоре
чукчей и
эскимосов
нет никаких
сведений о
её
предназначении.
Почему-то
местные
жители не
обращали на
памятник
никакого
внимания.
Эскимосы,
которые
вообще-то
обычно
почитают
память
предков,
пристреливали
по столбам
аллеи свои
винтовки.
Легенд,
связанных
непосредственно
с Китовой
аллеей, в
памяти
местных
жителей не
сохранилось.
Упоминания
же об
острове
Ыттыгране в
эскимосских
преданиях
очень
неопределённы.
Так,
рассказывается
о
происходивших
вокруг
острова
таинственных
событиях.
Согласно
одной из
легенд, на
Ыттыгране
хранились
большие
запасы мяса,
но знали о
них только
люди,
наделённые
шаманским
даром. В
другой
легенде
говорилось о
произошедшей
близ острова
схватке
между двумя
"летающими
шаманами",
из которых
один был
родом с
Чукотки, а
другой - с
Аляски.
Мнение автора :
Святилище эскимосов, созданное в непростых
северных условиях, выглядит необыкновенно, как нечто неземное.
Учёные предполагают, что
Китовая аллея имела не только религиозное, но и вполне
утилитарное назначение. В качестве подтверждения этому они указывают на
остатки мясных ям.
Святилище выполняло в большей степени роль некоего ритуального центра.
Там были особые места, где шаманы приносили жертвы духам моря, так как
именно оно было источником их существования.
Необычен и сам материал из которого выполнены примитивные построения.
Славяне использовали дерево; в иных культурах, освоивших технологии
работы с камнем, использовали более энергоёмкий материал - камень;
эскимосы же
использовали кость.
Эзотерически костяные построения по энероёмкости занимают промежуточное
положение, между деревом и камнем, к тому же китовые кости впитали дух
моря поэтому более предпочтительны для эскимосских ритуалов.
Вкопанные в землю длинные кости - это аналог каменным менгирам. В
построениях даже просматривается сходство с замкнутыми энергетическими
контурами Хакасии - кромлехами, только в этом случае выполненными не из
камня, а из костей и черепов.
Вероятно местные шаманы либо подсознательно, либо через откровения со
своими богами использовали энергетику формы для реализации своих
культов.
Непонятно, кто были эти летающие шаманы. Определённо, люди неординарные
и наделённые особыми способностями. Даже если и не левитирующие, то
способные с помощью некоторых механизмов короткое время удерживаться на
воздухе. В то время в средневековой Европе уже были успешные попытки
подняться в воздух с помощью искусственных крыльев. Здесь таких бы
приравняли к посланцам с небес.
14.01.2018 г.
Ростовцев Сергей
Сайт Рубикон
www.rubikonriver.narod.ru
Материалы по теме :
1.
Китовая аллея. Достояние планеты.
2.
А.Берсенева, К.Кржижановская. Китовая аллея - древнее святилище
эскимосов.
Если у вас есть что сказать по данной теме и дополнить материалы
новой не известной ранее информацией,
пишите
мне на
E-Mail.