Главная Архивные документы Исследования КСЭ
Лирика
Вернуться
ТОЙВО РЯННЕЛЬ, ВСТРЕЧИ. ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ ХУДОЖНИКА
Обычный метеорит в необычном месте
ЕЩЕ РАЗ О ТУНГУССКОМ ЧУДЕ
К.СТАНЮКОВИЧ, В.БРОНШТЭН, БЫЛ ЛИ РИКОШЕТ?
Д.АНФИНОГЕНОВ, По следам гостя из космоса
Л.ЛЕВИЦКИЙ, Болид над Томском
Г.ИВАНОВ, ПРИШЕЛЕЦ ИЗ КОСМОСА?
Е.ВОСТРУХОВ, Л.ЛЕВИЦКИЙ, Тунгусское чудо. ШАГИ К РАЗГАДКЕ?
Л. ГРОМОВ, Р. КУЗНЕЦОВ, В. ЛУНЕВ, А. РУДИК, Ю. РЫЛКИН Что же произошло в атмосфере над территорией Томской области 26 февраля нынешнего года?
В.ЕЛЬМАКОВ, ТУНГУССКАЯ КАТАСТРОФА: МЕТЕОРИТ ИЛИ ПЛАЗМОИД?
А.АБРИКОСОВ, ЕЩЕ РАЗ О ТАЙНЕ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА
Каталог
С.СИМОНОВ, А.СИМОНОВ, Обычный метеорит в необычном месте
"КОМСОМОЛЕЦ УЗБЕКИСТАНА", 1984
Каталог Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Лирика » Публикации » 1980-1989 » 1984 » Обычный метеорит в необычном месте

ТАКУЮ ГИПОТЕЗУ ПРЕДЛАГАЮТ МОЛОДЫЕ ТАШКЕНТСКИЕ ФИЗИКИ, ПОПЫТАВШИЕСЯ РАЗГАДАТЬ ТАЙНУ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА

Об этом событии так мно­го написано, что достаточно назвать время и место яв­ления — 30 июня 1908 го­да, район Подкаменной Тун­гуски, как станет ясно, что речь пойдет о Тунгусском метеорите (ТМ).

В 7 часов 15 минут по местному времени в бассей­не реки Подкаменная Тунгуска, в 65 км к северо-за­паду от поселка Ванавара, прогремел катастрофический взрыв, энергия которого бо­лее чем в 1000 раз превос­ходила энергию взрыва ато­мной бомбы, опустошившего Хиросиму. Он вызвал в при­роде множество уникальных явлений, затронувших зна­чительную часть Земли. На­учные экспедиции многократ­но обследовали место пред­полагаемого падения метео­рита, но «виновник» всех этих событий - ТМ так до сих пop и не найден.

Прошло 76 лет с того раннего утра, За это время на основании фактического материала рождались десятки гипотез, но ни одни ИЗ них не смогла собрать воедино все парадоксы Тун­гусского феномена. Мы по­пытались взглянуть на Тунгусский метеорит с точки зрения физики. И обнаружи­ли, что это дает возмож­ность объяснить некоторые, до сих пор не находившие объяснения, парадоксы.

Комплексными экспедиция­ми было доказано, что тело двигалось по азимуту 95 градусов с востока на за­пад под углом 10 градусов к поверхности Земли. В то же время жители села Кежма на средней Ангаре, в двух­стах километрах южнее эпи­центра взрыва, наблюдали на востоке полет болида на угловой высоте Солнца, ко­торая в этот час доставляет 28 градусов. Они описывали пролетевшее тело как кусок, оторвавшийся от Солнца.

Достоверность показаний очевидцев подтверждена до­несениями местных властей, поступившими в Енисейское губернское управление сразу после события. В рапорте уездного исправника, напри­мер, сообщалось: «Над се­лом Кежемскмм (на Ангаре), с юга по направлению к северу при ясной погоде высо­ко в небесном пространстве пролетел громадных разме­ров аэролит, который, раз­рядившись, произвел ряд звуков, подобных выстрелам из орудий, а затем исчез.."

Парадокс, по мнению учёных, заключается в том, что невозможно видеть болид из Кежмы так высоко: это рав­носильно возгоранию его на высоте coтен километров, что для дневных метеоритов нереально. А проведенный на­ми геометрический анализ еще больше усилил сомне­ния, так как оказалось, что ТМ могли наблюдать из Кежмы на траектории его падения восток—запад только под углом (менее 10 градусов (угол падения метеорита). Все это наводит на мысль» что тело пролетело вблизи Кежмы, и только потому на­блюдатели смогли опреде­лить размеры его огненного ореола, сравнивая с Солн­цем, Ну, а так как в это время произошла Тунгусская катастрофа, то естественно предположить, что это и был Тунгусский метеорит, изме­нивший свою траекторию в эпицентре взрыва на 90 гра­дусов к югу. И в противовес существующим гипотезам о маневрах тела искусственного происхождения мы в дальнейшем рассмотрим механизм естественного, изменения траектории полета мете­орита, то есть будем исхо­дить из того, что отбросили ТМ на юг не двигатели ино­планетной цивилизации, а естественные природные про­цессы.

Что же представлял из се­бя метеорит? В его составе не было ничего экзотическо­го. По всей видимости, он был железно-никелевый, имел массу в 100 тысяч тонн и диаметр порядка 30 метров. Обладал ярко выраженными магнитными свойствами. Около семи часов утра 30 июня со скоростью 45 км/сек. он вошел под острым углом в ионосферу Земли.

Ионосфера — это верх­няя часть атмосферы на вы­сотах от 50 до 1500 км, представляющая собой плаз­менную оболочку Земли, я которой имеется большое количество заряженных ча­стиц: ионов и электронов.

Здесь магнитно-силовые. линии метеорита выполнили роль открытой лопушки для окружающей его плазмы, Вокруг него возникает плазменно-энергетнческая обо­лочка (ПЭО), в некотором роде уменьшенное подобие радиационных поясов Зем­ли. ТМ летел под очень ост рым углом (10 градусов), что в 6 раз увеличило время пребывания его в ионосфере и позволило эффективней взаимодействовать с ней.

Воздействие магнитных по­лей ТМ на заряженные ча­стицы плазмы вызвало излу­чение электромагнитных по­лей (излучения такого типа физики называют бетатронным и тормозным) и высо­кочастотных электрических полей. В ионосферной плазме мог возникнуть эффект «эхо», предсказанный А. А. Власовым и полученный экспериментально в 1966 го­ду. Применительно к нашему метеориту он заключается в том, что излучаемые поли возвращаются в область их возникновения, то есть на траекторию метеорита и опять-таки способствуют бо­льшей эффективности взаи­модействия ТМ с ионосфе­рой и концентрации энергии в его плазменном следе.

Когда ТМ вошел в плот­ные слои атмосферы, его кинетическая энергия приве­ла к нагреванию и иониза­ции обтекающий его воздух. При этом ионизированные компоненты воздуха будут стекать по силовым линиям магнитного поля ТМ, выполняющего здесь роль магнит ной воронки, в тыльную часть метеорита, образуя плазменный шнур, соединя­ющий ТМ , с ионосферой. Часть мощного радиоизлу­чения метеорита будет ин­тенсивно поглощаться этим шнурам, индуцируя в нем высокочастотные электриче­ские поля, в которых, как считал академик П. Л. Ка­пица, плазменный шнур удерживается гораздо лучше, чем в магнитном поле. В нашем случае это соответ­ствует хорошей поперечной устойчивости плазменного следа. Другая часть излуче­ния ТМ передастся по по­верхности шнура на ионо­сферу и создаст там энерге­тическое облако.

Можно сказать, что си­стема ТМ здесь работала, как сильный «радиопередат­чик» и одновременно, как мощная электростанция, передавал свою огромную энергию своеобразной «бу­тылке», где роль самой «бу­тылки» выполнял плазмен­ной шнур, «донышка» — ионосфера, а метеорит —«пробки».

Такая интенсивная пере­качка кинетической энергии ТМ и энергию пламенной «бутылки привела к тому, что метеорит тормозился гораздо интенсивней, чем это следовало бы из законов аэродинамики. Сообщения очевидцев о небольшой ско­рости ТМ в конце траекто­рии падения и отсутствие по­лосового вывала леса подт­верждают это.

Описанный выше меха­низм является универсаль­ным и может применяться, для объяснения некоторых непонятных особенностей взаимодействии обычных мас­сивных железных метеори­тов с атмосферой, И Тунгус­ский метеорит не оставил бы столько загадок, если бы конец его траектории не сов­пал с аномальным районом Земли, тектонические осо­бенности которого сыграли большую роль в развитии Тунгусского феномена -действие происходило идеально близко от вулканиче­ской трубки древнего кра­тера вулкана (палеовулка­на).

Найденные томскими учёными в слое торфа, образованном в 1908 году, застыв­шие силикатные капельки размером от 20 до 100 мик­рон являются, по-видимому, следом гигантского раз­ряда, он же вызвал свое­образный ожог деревьев ти­па «птичий коготок».

Так как эпицентр плаз­менного взрыва был в сто­роне от метеорита, то удар­ная волна отбросила его. На траекторию ТМ могли еще оказать влияние и ог­ромные магнитные поля ра­зряда ионосфера—Земля.

Отброшенный на юг ТМ как раз и видели наблюда­тели в районе села Кежма примерно на высоте 25—35 километров. Вспомним ра­порт уездного исправника: «...С юга по направлению к северу... пролетел громад­ных размеров аэролит,,.». Мы же предполагаем, что он летел в обратном направлении и так объясняем это противоречие. Так как метеорит летел со скоростью, по много раз превышающей скорость звука, то когда звук дошел до наблюдателей и привлек их внимание, сам метеорит пролетел значите­льную часть небосклона и находился на юго-востоке в слепящем ореоле солнца и достиг высоты 25—35 кило­метров. Нижняя граница «об кладки конденсатора ионо­сфера Земли расположена на этой высоте. Произошло повторное замыкание воз­бужденной ионосферы на Землю и наблюдатели, отре­агировавшие на звук, уви­дели не сам метеорит, а распространяющееся вдоль его траектории С ЮГА НА СЕВЕР плазменное облако плазменное облако разряда, «который, разря­дившись, произвел ряд зву­ков, подобных выстрелам из орудий, а затем исчез...». Срыв баллистической волны на высоте 20 км как раз и зарегистрировали барографы Иркутской обсерватории.

Может, кто и видел сам метеорит, на самом деле улетевший С СЕВЕРА НA ЮГ, но его свидетельства потонули в общем хоре наб­людавших разряд. Но все же есть сведения, указывающие на обратное движение мете­орного тела вверх. Они при­ведены в журнале «Энергия» № 7 за 1984 год.

Эвенк Чучанча вместе с братом находился 30 июня 1908 г. в 40—45 км от центра катастрофы и при записи его рассказа в 1926 г, настаивал, что запомнил все абсолютно точно. Этот рас­сказ интересно сравнить с нашей гипотезой, дополнив его соответствующими пояснениями.

«...Вдруг очень сильно ударил гром. Это был пер­вый удар. Земля стала дер­гаться и качаться, сильный ветер ударил в наш чум и повалил его (срыв баллисти­ческой ударной волны при резком торможении ТМ). Тут я увидел страшное ди­во: лесины падают, хвоя на них горит...Жарко, очень жарко, сгореть можно (све­товое излучение начавшей разрушаться от напора воздуха плазменной оболочки ТМ)... Вдруг над горой, где уже упал лес, стало сильно светло, будто второе солнце появилось. Неожиданно бле­снуло. Глазам больно стало, и я даже закрыл их. Похо­же было и то, что русские называют молния. И сразу же был сильный гром. Это был второй удар... (Взрыв сорванной встречным разрядом плазменной оболочки метеорита и вслед за этим разрядка возбуж­денной ионосферы в виде молнии по следу ТМ на кратер палеовулкана). После этого мы увидели, будто .вверху, но уже в другом сделался сильный гром. Это был третий удар. (След раскаленного метеорита, от брошенного взрывом на юг). Налетел на нас ветер, с ног сбил, о поваленную лесину ударил. (Пришедшая удар­ная волна). Следили мы за падающими деревьями, на пожар смотрели. Вдруг Чекарен закричал: «Смотри вверх!» — и показал рукой. Посмотрел я туда и опять увидел молнию, блеснула она и опять ударила. Это был четвертый удар» как обычный гром. (Вторая ионо­сферная молния: ионосфера- метеорит над Кежмой — его след — эпицентр взрыва). Теперь я хорошо вспом­нил, что был еще один удар» пятый, но он был маленький и где-то далеко». (Отдаленный звук взрыва плазменного облака над Кежмой), Как же выглядят в свете этой гипотезы другие, не объясненные парадоксы Тунгусского феномена? Один из самых загадочных - это светлые ночи на значительной части территории Рос­сии и Западной Европы с 30 июня до 3—4 июля. Бы­ло настолько светло, что можно было читать мелкий текст.

Мы считаем, что процесс происходил так. За метеори­том образовался плазменный шнур, в котором возникли электрические токи. Проис­ходит ускорение группы электронов плазмы до очень высоких энергий за счет процесса непрерывного разгона полем. Эту систему можно рассматривать как прямой линейный ускоритель, извергающий поток заряженных частиц вдоль траектории падения ТМ, то есть с востока на запад. Это объясняет и почему оптиче­ские аномальные явления происходили только запад­нее эпицентра взрыва. Заря­женные частицы вызвали мощные возмущения слоев ионосферы, приведшие к яр­кому свечению неба. Именно при таком процессе происхо­дит вначале резкое усиление, а затем быстрый спад интенсивности свечения плазмы, то подтверждают документы Гринвичской обсерватории: «Яркость ночного неба ничем особенным не отличалась, и вполне обыч­ной была даже ночь 29 ию­ня 1908 года. Аномально большая яркость наступила именно 30 июня, то есть не­медленно после Тунгусского падения....».

Через трое суток свечение исчезло. Рассмотренный выше естественный ускоритель мог вызвать явления, которые в рамках других гипотез считались парадоксальными. Скорее всего в нем часть потока ускоренных вдоль плазменного следа ТМ электронов тормозилась о поверхность железного метеорита. «Так это же модель рентгеновской трубки!» — воскликнет физик. Естественно, что в такой гигантской трубке возникнет мощное рентгеновское излучение именно вдоль траектории ТМ, да и сами ускоренные электроны не что иное, как бэта-излучение. Всё это привело к радиоактивному облучению вблизи от траектории полета ТМ, к нарушению генетического фонда в районе катастрофы. Отсюда резкое увеличение здесь частоты мутаций у сосен и муравьев.

Гипотеза дает ответы на ряд вопросов, связанных с Тунгусским феноменом. И всё-таки главный вопрос остается — где же упал Тунгусский метеорит? Информация по этому вопросу столь скудна, что здесь мы в боль­шей степени вступаем в об­ласть допущений, чем в опи­сании самого Тунгусского взрыва. И все же мы допус­каем что известно на сегодня? Более или менее точно из­вестен азимут вторичной траектории ТМ: после взры­ва он летел с севера на юг. В районе села Кежма он про­летел на максимальной вы соте своей траектории 30 км, откуда следует, что он мог упасть на расстоянии примерно 400 километров от эпицентра взрыва.

Интересно отметить, что вторичная траектория ТМ очень точно совпадает с направлением между двумя палеовулканами, и первый из этих древних вулканов с идеальной точностью совпа­дает с эпицентром Тунгусско­го взрыва, второй расположен в месте предполагаемого падения ТМ, в районе притока Ангары реки Ковы. Возможно, что не случайно? В журнале «Техника молодёжи» № 8 за 1933 год была напечатана статья М. Панова «Гиблое место». В ней приводится услышанный автором в 1938 г. рассказ жителя Кежемского района о так называемом «Чертовом кладбище», о его гибельном влиянии на все живое. Очень важно, что об этом есть и другие независимые сообщения.

По описанию свидетелей, это «гиблое место» представляет чистую круглую поля­ну, 200—250 метров в диа­метре. Она совершенно ли­шена растительности, а нависшие над поляной деревья обуглены, как от близкого пожара. Бывали случаи, что там пропадал скот, местные жители вытаскивали его от­туда крюками. У этих коров мясо становилось необычно красного цвета. Забежавшие туда на минутку собаки переставали есть, становились вялыми и скоро подохли.

Находится эта поляна, по-видимому, примерно в 35 километрах от места впадения Ковы в Ангару.

Вот, примерно, схема то­го, как могло возникнуть это место. Тунгусский метеорит в конце своей вторичной траектории врезался в Зем­лю и, оказался в ней на глубине несколько десятков метров, образовав в месте падения небольшой лесопо­вал. Небольшой — потому что был уж на излете и скорость у него была незначи­тельная.

Можно предположить на­личие сильного излучения у самого метеорита.

Итак, мы считаем, что ТМ — обычный железный мете­орит, что необходимо более внимательно изучить «Кежемский парадокс». Это могло бы стать ключом к проблеме.

Интересную информацию могло бы дать дополнительное исследование сейсмограмм Иркутской обсерватории. Известно, что сейсмографы там зарегистрировали странное поверхностное землетрясение, происшедшее в эпицентре Тунгусского взрыва. Если же ТМ окон­чательно упал действительно в 400 км южнее взрыва, то на этих сейсмограммах долж­но было быть зарегистриро­вано еще одно землетрясение с энергией сейсмических волн в 70 раз меньшей, чем у Тунгусского.

Возможно, что в частных деталях мы не правы, но думаем, что в механике Тунгусского взрыва огромную роль сыграли аномальные особенности района Подкаменной Тунгуски: обычный метеорит попал в необычное место Земли.

А. СИМОНОВ. инженер-физик научно-исследовательского инс­титута прикладной физи­ки;

С. СИМОНОВ, физик

По вине редакции в статье "Обычный метеорит в необычном месте" пропущена данная информация. Место пропуска обозначено знаком *. "...действовавшего миллионы лет назад. В этом же месте находится магнитная супераномалия общепланетарного масштаба, источник которой на глубине в половину земного радиуса. Доказано, что жерла вулканов уходят вглубь Земли до мантии, которая может нести на себе большой заряд, т.е. выполнять функцию второй обкладки конденсатора, функцию первой - ионосфера. Но целостность изолятора между ними была наруше-на. На Земле - жерлом вулкана, в воздухе - системой ТМ. В связи с этим, под влиянием усиливающегося воздействия поля заряженной оболочки и следа ТМ, из жерла палеовулкана выбрасывается встречный электрический разряд,"столкновение" которого с плазменной оболочкой метеорита при­водит к срыву заряженной оболочки с магнитно-силовых линий ТМ. Мете­оритное тело оказалось вне плазменного образования:"затычка" выбита из энергетической "бутылки"! Не удерживаемая более магнитным полем плазма взрывается. После этого происходит колоссальный электрический разряд / ионосферная молния /: ионосфера - след метеорита - земля -вулканическая трубка - мантия.

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт