Белый город Кежеге.
 
   На юге Тувы, почти у самой границы с Монголией есть сакральное место издавна считающееся священным у проживающего здесь народа. Место это называется Кежеге, что в переводе означает "мужская косичка". Такие украшали головы мужчин в минувших столетиях. Кежеге занимает всю площадь отдельно стоящего горного комплекса Цаган Толгой ( Белая голова ) вулканического происхождения, возвышающегося в окружении тувинских степей и монгольских песков.
                        
   Местные шаманы издревле поклоняются горе, видя в ней главного покровителя и связующее звено между миром духов и людей. Ее необычная форма в виде кольца, словно образующая собой каменный город из белого камня с лабиринтами "улочек", ведущих в скалистые пещеры, издревле привлекала внимание. Это место покрыто многовековой пылью разнообразных преданий, а местные жители не очень любят сюда ходить из-за запрета на посещение шаманами и странных легенд окутывающих это место.
   Одна из главных легенд повествует о ламе Бачи, который проживал на озере Тере-Холь. Об этом таинственном озере скрывающем вход в подземный мир, я уже писал в статье Крепость Пор Бажын. Город Бога. Лама Бачи как раз и охранял этот вход в пространство Внутренней Земли. Лама обладал чудесными способностями: мог ходить босыми ногами по поверхности Тере-Холя, левитировать и превращаться в волка, рысь и осетра. Однажды на Бачи, медитировавшего на берегу, напал отряд воинов из племени чиков. Один из нападающих замахнулся на старца клинком, и в тот же миг лама простер к небу руки, отчего ударил раскат грома, и воины превратились в каменные глыбы, которые немедленно скрылись в водах озера. Сам же Бачи, огорченный воинственностью людей, ушел в подземный мир. По другой версии он переселился в степную зону на этот горный комплекс и стал его Хозяином.
   Относительно самого названия комплекса существует древняя легенда. Несколько веков назад храбрый охотник из рода Соян охотился в ущелье горы и ранил козла. Не знал охотник, что животные и земля здесь были закляты черным шаманом, и в наказание за содеянное духи отняли у мужчины косу – отвалилась она, как будто ее отрезало. А затем и сам охотник погиб. С тех пор под страхом смерти ни одной живой душе нельзя затевать охоту в этих местах, срывать цветы или ломать кустарник.
   Не тот ли лама Бачи трансформировался в умах людей в "злого шамана" и повелителя горы, которому поклоняются современные шаманы ?
   То же случилось и с одним высокопоставленным чиновником в 60-х годах прошлого века, который пренебрег табу и добыл здесь тарбагана за что и поплатился жизнью.
 
   В качестве основных ворот для прохода в комплекс существует большая щель между двух скал. За ней открывается пространство своеобразного амфитеатра состоящего из множества проходов, уступов, щелей и гротов
  На всём протяжении широкой расщелины слева и в центре амфитеатра установлены алтари для совершения подношений духам с фарфоровыми статуэтками и другими предметами буддийского и шаманского культов. До сих пор в отношении этой горы действует поверье о том, что она исполняет желания. Этим и пользуются местные жители и приезжающие сюда туристы. Внутри амфитеатра большое количество материализаторов желаний : различные детские игрушки, куклы, машинки, домики. В нишах оставлены продукты, талган, по трещинам и щелям рассованы всяческие записки и деньги. На шестах и ветвях кустарника повязаны цветные ленты - чалома.
   Наверх от амфитеатра ведут несколько лабиринтов часто заканчивающихся различными гротами. Пройдя через них, можно подняться на множественные вершины Кежеге. Выше уже почти никто не ходит. Для местных это табу, в особенности для женщин, для туристов вроде как без надобности, материальных благ можно попросить и внизу.
   Внутри горы протекает небольшой ручей. Вода течёт откуда то сверху и просачивается меж камней.
   На Кежеге мне удалось побывать в 2013 году.
 
   Экспедиция "Тува - 2013".
   
   Так получилось, что отчёт по этой поездке я пишу только сейчас, спустя 5 лет. Ехал я туда без особого интереса, по просьбе нашего контактёра.
   Тува для меня чужой и неприветливый край. Мало кто знает, что это своего рода сибирская Чечня, где местные жители достаточно враждебно относятся к русским. Сама Тува более относится к Монголии, чем к России и природа как специально отделила эту территорию от Центральной Сибири цепью Саянских гор.
   В начале 90-х на ниве возросшего национализма на русскоязычное население Тувы начались гонения начиная с угроз, заканчивая хулиганством с применением различного вида оружия. После многочисленных случаев преступлений на почве межнациональной розни, произошёл значительный отток русских из Тувы на большую землю. Сейчас в республике стало поспокойнее, но нам всё же не рекомендовали останавливаться вблизи посёлков и вообще появляться в ночное время среди местного населения. 
   Итак, наша экспедиция к сакральному комплексу случилась спустя год после экспедиции на Кежеге в 2012 году группы Владимира Носова - исследователя мест Силы Южной Сибири. О сути той поездки можно прочитать в его статье Послание далёких предков. В тот год я хоть и не ездил, но смог в полной мере ощутить скрытую мощь тех мест. С особенностями планетарной работы я познакомил Носова и нашего контактёра Жанну ещё в начале 10-х. В 2012 году я особенно не планировал заниматься неизвестным мне местом, но Жанна пробила канал и мне хорошо прилетело и дома. Как сказано в статье Носова, медитация совпала с неполным солнечным затмением, что дало ещё большую энергетическую нагрузку на каналы. Всё что я помню, грудь пылала целый день, а к вечеру  возникла слабость, отчего первый раз в своей жизни я потерял сознание. Очнулся уже на полу, не понимая, что произошло. После приезда Жанны, я конечно поинтересовался, что это был за адский трэш и откуда ноги растут. Тогда она и рассказала мне о белом городе, находившемся в древности в песках на границе нынешней Тувы и Монголии. Вот как он описан в статье Носова :  
   - В течение длительного времени был контакт с нашими далекими предками. Словно очутившись в машине времени, перенеслись в то время когда на холме стоял большой красивый белый город стены зданий, которого изготовлены были из известняка. На горе стоял храм посвященный солнечному культу. Место, где расположена скала Кежеге было также святилищем, здесь был источник живой воды. Город был столицей "Великой Асии", управляла им женщина – княжна, она же была главной жрицей. Источником энергообеспечения города были кристаллы, расположенные внутри пирамид.
   Около сорока тысяч лет назад началась космическая война, по городу был нанесен мощнейший термический удар разрушивший город до основания. Пески, которые остались на месте города до сих пор имеют белый оттенок. Предвидя будущее, часть жителей ушли под землю, там до сих пор сохранились подземные сооружения.
   Чтобы более детально осмотреть комплекс Кежеге, мы и отправились уже своей компанией вместе с многочисленной группой Владимира Носова в Туву. Изначально у меня были большие планы на исследование и других мест Силы Тувы. В программу должны были попасть не только южные объекты, но и западные территории.
   После стандартной экскурсии на Кежеге, проведённой сотрудницей заповедника "Убсунурская котловина" и шаманкой Алефтиной Яндаа группа укатила отдыхать на озеро Торе-Холь. Нас лично мало интересовало такое времяпровождение, поэтому заручившись знакомством с вышеназванной тувинской шаманкой, мы направили свою машину в степи близ комплекса Кежеге. Путешествие к Кежеге без такого знакомства могло дать серьёзные проблемы, учитывая, что я рассчитывал осмотреть комплекс полностью от святилища до вершины. Тувинцы весьма ревностно относятся к своим святыням и появиться там не замеченными редко когда удаётся.
   Добравшись до Кежеге мы установили палатки подальше от входа в степи, в низине, чтобы не привлекая внимания, провести здесь несколько дней.
   Первый день был направлен на осмотр центральной части святилища, куда допускаются все желающие. Из-за многочисленных тяжёлых мыслеформ, направленных в основном на улучшение собственного благополучия, астральная атмосфера внутри амфитеатра мягко говоря не очень приятная. Двумя днями ранее Алефтина Кыргызовна, одетая в пёстрое мужское одеяние шамана, рассказывала нам о сути своей веры и нормах поведения на таких местах. Люди по своему обыкновению лезли куда не следует, чем шаманка была недовольна и делала нам замечания. Посещение зон комплекса, кроме амфитеатра, вообще табуировано для женщин, оттого женщины шаманки и одевают мужскую одежду для совершения своих обрядов, да и наверх путь многим заказан. При таких ограничениях, исследовать Кежеге нам вряд ли бы удалось, поэтому мы и вернулись назад одни.
   Жанна провела несколько контактов со жрицей древнего города и насколько я понял, именно на месте Кежеге был культовый храм той эпохи. Она же показала нам барельеф последнего хранителя храма наверху каменного лабиринта. Дополнительно я обследовал прилегающие вершины и сделал несколько красивых панорам.
   Второй день мы решили посвятить осмотру южной части комплекса. Вот там и появились они - трое тувинцев на конях. На их закономерный вопрос, что мы здесь делаем, я сослался на разрешение Алефтины Яндаа, осмотреть Кежеге. Местные, услышав знакомое имя, развернули лошадей назад. Дело в том, что в Туве почти повсеместно кочуют скотоводы и такие комплексы как Кежеге находятся под наблюдением, поэтому заметить людей поднимающихся по хребтам достаточно легко. Посетители, в том числе и эзотерики, которые заходят на короткое время с "центрального входа" не привлекают внимания, а вот странные люди вроде нас, дерзнувшие взойти на табуированную гору как красная тряпка для быка.
   Но в этот раз всё обошлось, хоть с нами и было две женщины, нас не тронули.
 
   Одной из ярких особенностей этого места явились многочисленные цепи, как мы их называем, кладок. Жрица рассказала что их здесь несколько видов от больших, подобных тем, что мы встречали на Красноярских Столбах и Ергаках, до совсем маленьких толщиной чуть более пары миллиметров. Это своего рода артерии и капилляры, по которым перенаправляются энергии комплекса - энергетическая кровеносная система Кежеге.
   На южной части комплекса мы нашли несколько каменных курганов - захоронений, поэтому весьма вероятно, что там лежат останки весьма не простых людей имеющих отношение к шаманской касте. А вот, что касается более древних захоронений, имеющих отношение к давно забытому святилищу ...
   Это открытие поразило не только нашего контактёра, но и нас. Хранительница показала нам четыре наклонных капсулы на северной стороне Кежеге, где с её слов находятся останки жрецов. Эта находка позже была отражена в одном из четверостиший "Белого города" Виктории Светловой :
   - Там дремлют сфинксы у стены
   У храма млечного огня
   А в саркофагах спят жрецы
   Все тайны города храня.
  
   В качестве заключения этой статьи опубликовываю наиболее интересные фотографии, являющие всё великолепие древнего святилища.
 
   
  
             
 
 Мнение автора :
 
 Кежеге - как культовое место Тувы находится в тройке самых сильных и почитаемых мест республики. Кежеге, один из немногих комплексов, оставивших меня равнодушным. По трудноперевариваемости энергетики он схож с хакасской Казановкой и ольхонской Жимой, но в отличие от последних, на Кежеге отнеслись к нам вполне дружелюбно, устранив все возможные проблемы на пути исследования этого комплекса. До сих пор материалов по этому месту в сети практически нет. Местные не выходят за рамки своих догм, а заезжие исследователи не считают этот комплекс заслуживающим внимания.
 Однако моё несколько холодное отношение к Кежеге означает лишь, что место является чужим для меня. Но те, кто чувствует родственность энергий комплекса могут открыть здесь для себя много интересного. За тысячелетия на Кежеге установлены хорошие каналы связи с Космосом, что при правильном подходе может помочь в осуществлении определённых духовных практик. Важно не докучать Богам своими никчёмными просьбами, а заниматься эволюционной работой в этом месте, ну или личностным развитием, правильно используя полученную информацию.
 
 18.10.2018 г.
                                                                                                                                                                                  Ростовцев Сергей
                                                                                                                                                                                       Сайт Рубикон
                                                                                                                                                                             www.rubikonriver.narod.ru
 
     Материалы по теме :
 
  1. Места Силы Южной Сибири. Послание далёких предков.
  2. Экспедиции ТВ-2. Дикая природы Тывы. Ралли-рейд по горам и пустыням.
  3. Светлова В. Белый город.
 
    Если у вас есть что сказать по данному вопросу и дополнить материалы новой не известной ранее информацией, пишите мне на E-Mail.