Экспедиция Ергаки-2009. Этап 3 : Большое путешествие.

Карта района : здесь.

Не скажу, что путешествие в Ергаки в 2009 году было ожидаемым. Чтобы составить полное представление по этому району нужно было по крайней мере обойти всю территорию.  С прошлых экспедиций я не успел захватить район Больших Водопадов на северной оконечности Ергак. К тому же за год по информации одного человека, которого заинтересовали мои статьи, я намеревался проверить ещё две интересные находки :
   1. Барельеф каменного стража с идущими к нему ступенями перед входом в арку в районе Черепахи.
   2. Несколько земляных валов, похожих на плотины, описанные Туэло, на восточной оконечности в районе Больших озёр.

Ну и с прошлого года запланированные большие водопады на севере нужно было посетить обязательно.
   Объекты были разбросаны по всей территории, поэтому прогулка обещала быть насыщенной и крайне интересной. При таком маршруте на центр Ергак, по-видимому, уже ни времени, ни сил не осталось бы.
   Вопрос о том, кого взять в напарники не стоял. После Ольхона я бесконечно устал от посторонних людей в команде. Ергаки я знал достаточно неплохо, хоть и был там всего два раза. Поэтому и решил выезжать один, не смотря на то, что маршрут проходил вдали от центральных трасс.
   Добравшись до ручья Тушканчик, где располагается базовый лагерь туристов на пути к озеру Светлому, я быстро выдвинулся по указанному на карте направлению. Около двух часов мне потребовалось, чтобы добраться до Светлого. По пути я отснял на видеокамеру все окрестные красоты, которых здесь набралось немало.
   Озеро Светлое - первый оплот цивилизации в Ергаках. Место достаточно востребованное не только со стороны людей, но и со стороны медведей. Прикормленный зверь всегда возвращается на старое место. Там был опробован аттракцион " накорми мишку сгущёнкой ". Мне однажды рассказывали, что электорат прямо бьётся в экстазе, когда видит как медведь разбивает жестяную банку лапой. Опасная привычка.... для людей.
   Озеро красивое, хотя большое количество людей сильно напрягает. Немного отдохнув, я направился искать озеро Золотарное, через которое и намеревался выйти на Большие озёра. Обогнув Светлое, я сверился с картой и пошёл по тропинке. Через некоторое время вышел на заливной луг, который располагался вдоль ручья Лугового. Я слышал, что в районе Светлого люди собирают золотой корень, по видимому это было то место. На том конце луга я рассмотрел двух человек, которые здесь собирали какие-то травы. Пройдя вдоль луга я окончательно потерял дорогу. Будучи человеком упрямым, к тому же и прикинув, что возвращаться пришлось бы около двух километров, я выбрал свой путь. И путь это был прямой, до Больших озёр. Я забил приблизительные координаты Большого Безрыбного озера. Оказалось, что напрямик приблизительно 4.5 километра. Я выбрался на небольшой холм, чтобы осмотреть предстоящую дорогу. Жуть как не люблю лазить по тайге, кишащей разным зверьём. Но выбор был сделан, поэтому я стал спускаться к ручью Золотой ключ. Что мне стоило пройти этот путь по нехоженой тайге я рассказывать не буду. Всё же я старался держаться открытых мест, чтобы вовремя отслеживать ситуацию по тем же медведям. Остальной зверь меня не пугал. По карте я намеревался выйти в район вершины 1783. Пройдя две трети пути, я вымотался так, что был уже не рад, что попёрся напрямик. Под конец погода дала мне ещё подарок. Стал моросить дождь. Я пообедал под ёлкой в надежде, что за это время дождь закончится, но не тут то было. Ещё два часа под дождём я выбирался на вершину. Здесь началась героическая история моих кроссовок. Всё что не смог сделать с ними Ольхон доделали Ергаки. Я основательно вымок, пока вышел на вершину 1783. Сбросив рюкзак я побрёл смотреть на загадочные озёра. Туман окутал всю долину озёр. Нужно было ждать когда ветер разгонит молочные облака. Но это меня не беспокоило, я прошёл в этот день больше, чем запланировал. Сначала была надежда с вершины рассмотреть и заснять плотины, о которых писал мне Евгений. Но, по видимому, в этот вечер погода не располагала к съёмкам. Я решил дождаться следующего утра и основательно рассмотреть долину.
    Следующее утро встретило меня тепло и радостно. Дождь ушёл из Ергак надолго. Сверху было видно, как к малому Безрыбному озеру тянется интересный зигзаг ручья. Плотин на восточном побережье озёр я не заметил. Нужно было спускаться, чтобы основательнее осмотреть местность. Отсняв материал, я обошёл озёра слева по гряде, ломиться напрямик вниз не очень то хотелось.
    Спустившись вниз к ручью я встретился с болотистой местностью, которая сопровождала меня до окончания озёр. Прыгая через зигзаг ручья, то на одну то на другую сторону я вышел к малому Безрыбному озеру. Приятная энергетика места располагала к неспешному созерцанию озера. Но отдыхать было рано, на сегодня график был достаточно плотным. Проскакав по кочкам, иначе не сказать, болотистые Безрыбные озёра я вышел на относительно сухую тропинку. Кроссовки доживали свой срок. Такая обувь явно не была рассчитана на водные путешествия.
    Здесь я должен был встретиться с земляными сооружениями, которые по виду напоминали плотину Туэло. Обогнув Большое Безрыбное озеро я можно сказать наткнулся на один из этих земляных валов. В сечении, та же трапеция, только сооружение было длиннее. Метров через пятьдесят проходила ещё одна такая же насыпь. Сооружения ровненькие. На естественное происхождение насыпь явно не тянет. Высота около 3 метров. Между насыпями болотистая местность.
   Осмотрев эти сооружения я направился к Большому Буйбинскому озеру. На южной его оконечности угадывалась ещё одна плотина.
   Хочу сказать, что это озеро меня впечатлило. Вот где оно - настоящее море, вдали от цивилизации, окружённое лесом и топкими берегами. Немного перекусив я отправился в сторону Креста - слияния Тайгишей. По щиколотку в воде я пробирался до северной оконечности озера. Выбравшись на сухую полянку, я побрёл, ориентируясь по навигатору с условными координатами Большого Тайгиша. Пролазив, как и положено, немного по бездорожью, я вышел на узкую тропинку, идущую вдоль речки к Кресту.
   Если кто-то захочет повторить подвиг большого круга через Большое Буйбинское озеро, я бы настоятельно не советовал, вымотаетесь основательно. Болото - это раз. Тропинка, заваленная деревьями - это два. Да и местность здесь очень уж дикая.
    Часа четыре я прыгал, через поваленные деревья, то вверх то вниз и к вечеру всё таки добрался до Креста. Это место было отмечено несколькими стоянками. Там я и заночевал.
    На следующий день я рассчитывал дойти до Двойного озера, которое находилось перед перевалом на Большие водопады. Крест - очень интересное место, где Левый и Большой Тайгиши, бурлят и врезаются потоками друг в друга создавая завихрения больших и малых водоворотов. Место правда достаточно труднопроходимое, как с той, так и с другой стороны.
   По дороге до Тайгишёнка я заметил ещё одну скульптуру сфинкса, которую никто не упоминал ранее. Хотя это был не совсем сфинкс, более похож на кентавра с человеческой головой. Частично разбитое лицо, походило на череп : мощные скулы со светлыми зубами, нос отсутствовал. Вот он, ещё один Хранитель !
   Несколько раз теряя дорогу, я к обеду выбрался таки к устью Тайгишёнка. Дальнейший путь был хорошо мне известен. Несколько километров вверх по ручью и можно было разбивать лагерь.
   К вечеру я выбрался на озеро Чёрное. Неприятная энергетика озера не способствовала качественному отдыху, хотя несколько лагерей там уже стояло. Я прошёл ещё с километр до перевала и рухнул на пустынном плато возле восьмёрки Двойного озера. Насобирав дикого лука и черемши я поужинал и лёг спать. Дальнейший путь обещал быть значительно легче.
   Утром, оценив проходы через перевал я перебрался в долину водопадов. Ничем не примечательная долина : каменное плато, пара озёр и мелкий кустарник. Но не за этим я пришёл сюда. Мне нужны были водопады Богатырь и Грация. Здесь по-видимому и был край света Ергак. Я подошёл к обрыву, куда падали воды Богатыря. Далее простирались нетронутые цивилизацией просторы тайги. За предстоящие сутки нужно было осмотреть и отснять оба водопада. Спуск вдоль водопада был занятием весьма опасным. Порой приходилось виснуть цепляясь за коренья, чтобы спуститься ниже. Достигнув дна долины я направился в обход скалы, чтобы осмотреть Грацию. Хочу сказать, что это два принципиально разных водопада. Воды Грации падают с отвесной скалы в брызги разбиваясь о каменные выступы курумника. Если обойти водопад сверху, то можно выйти на скалу и лицезреть этот восхитительный поток непосредственно напротив. Расслабляет нереально.
   Темнело. Бросив последний взгляд на Грацию - она мне понравилась больше, я стал спускаться вниз, чтобы по новой обогнуть скалу, только уже в другом направлении. Подъём вдоль Богатыря показался мне значительно легче.
   Пока я ходил на место прибыла ещё одна группа туристов и расположилась на другой стороне за водопадом.
   За этот день основательно отдохнув  я был с утра готов к переходу до Черепахи. Недолго размышляя о том, как удобнее идти до Черепахи, старой дорогой через два перевала, или новой, минуя два смежных перевала с одним подъёмом, я выбрал второй вариант. Забирая правее из долины водопада Богатырь я поднялся к горе Перевальная и перемахнув этот хребет сразу оказался в одной из смежных долин Сказки, непосредственно за Черепахой. Оставалось только обогнуть небольшую скалу и выйти к озеру Сказка. Дорога до Сказки лежала через лес. Озираясь по сторонам, чтобы не напороться на медведя, я выбрался через час к озеру. В этот раз озеро встретило меня жизнерадостно. Немного отдохнув я прикинул куда направлюсь дальше. Дальнейший мой путь обещал быть интересным. За Черепахой нужно было найти один из ключевых объектов этого путешествия. Это была Арка - сквозное отверстие в скале. Да и не само отверстие меня интересовало, а постамент стражника и ведущие к нему ступени, которые я видел на фотографии. Нужно было всё проверить самому. Немного побродив вдоль Черепахи я вышел таки к Арке. Не скажу, что то, что я увидел меня поразило, но это было необычно. С подобным я уже сталкивался. С обоих сторон отверстия вверх поднимались каменные уступы похожие на ступени. Материал ступеней был мне известен. Подобные кладки я встречал на Столбах. Что то похожее на спрессованный песчаник с добавление какого-то связующего состава. Ступени слева вели к интересному постаменту. Создавалось впечатление, что это был страж, который стоял в своё время у двери. Стражник по образу напоминал старика с бородкой и в большой шапке. По логике для симметрии справа на ступенях должен был располагаться такой же стражник. Но с этой стороны постамент был пуст. Интересный объект, позже нужно будет разобраться что это на самом деле ! На работу стихий это мало похоже.
   Сняв координаты и материалы я двинулся вверх на Черепаху, где и оставил свой рюкзак. К вечеру я был внизу в хорошо известной мне долине, где и заночевал у ручья.
   Утром спустившись к озеру Лазурному я вышел на Спящий Саян и далее, обогнув по хребту, подошёл к своему старому знакомому - Сфинксу. С прошлой экспедиции я не осмотрел этот объект вблизи. Коша числится у меня в любимчиках, поэтому и осмотреть его нужно было основательно, подойдя на близкое расстояние. Найдя подходы к нему по узкому козырьку я спустился к основанию Сфинкса. Вот это я понимаю ! Коша вместе с Висячим камнем не дают никаких оснований считать это произведением сил природы. Окаменевший зверь стоит отдельно на склоне и никак не связан с соседними скальными грядами. Сфинкс как бы сам по себе. Можно заметить, что Сфинкс состоит, по крайней мере, из трёх слоёв породы. Первый слой - зеркало, обмазка. Слой этот повышенной прочности. Под ним лежит рыхлый слой мягкой породы. Третий слой - по виду тёмный гранит. Думаю, он и составляет основу монумента.
   Осмотрев Сфинкса я той же дорожкой поднялся на гряду. С этого дня погода стала портиться и я решил возвратиться раньше, если следующий день будет дождливым. Оставалось посетить Висячий камень, который располагался неподалёку. День следующий дал мне возможность закончить и с этим делом. К обеду я добрался и до него. Там я долго ждал, пока большая группа "комсомольцев" закончит осмотр камня, чтобы дать мне возможность снять висячку с разных ракурсов. Они поинтересовались у меня маршрутом до Параболы и задали  вопрос : " Вам не страшно ходить здесь одному ? " Я вспомнил Большие озёра и водопады, улыбнулся, ничего не ответив. Путешествия в этом районе напоминают мне прогулки в городском парке. Тот же экстрим !
   Закончив с Висячим камнем я спустился к Радужному озеру. Пол дня я решил отдохнуть, чтобы с утра выдвинуться на выход к мосту. И это я зря так решил. В полночь полил дождь, который не прекращался до полудня. Потом терпение моё иссякло, я скомкал палатку и под дождём вышел по тропинке к трассе. Грязь, разлившийся ручей и постоянно льющий дождь добавили экстрима в моё путешествие. Кроссовок на шнурках, державших подошву, окончательно сдал. Выбравшись к трассе я ещё долго не мог уехать в сторону Абакана. Попутки не брали промокших пассажиров даже за деньги. Но вовремя подъехавший таксист решил эту проблему и я с двумя попутчиками уехал до Ермаковского, а оттуда в Красноярск.

Итоги :

1. Найдены насыпи, по крайней мере три. Очень похожи по форме и конструкции на плотины Туэло. Комплекс располагается у Больших озёр на востоке.
   2. Найден нигде не упоминавшийся монумент Сфинкса - Кентавра в районе нижнего течения Левого Тайгиша.
   3. Найден барельеф в районе арки со ступенями ведущими к постаменту.
   4. Дополнительно осмотрен монумент Сфинкса вблизи.