Долина Айрыдаш.  

   Небольшая алтайская долина Айрыдаш начинается сразу за селом Куюс и тянется с северо-запада на юго-восток на 3-4 км вверх по Катуни. Здесь найдено большое количество древних захоронений и стоянок, а также самых древних на территории Алтая наскальных рисунков. Раскопанные объекты относятся к различным периодам времени (от эпохи неолита-бронзы, раннего железа до гунно-сарматского и тюркского периодов). Все добытые материалы хранятся в Республиканском музее Республики Алтай им. А.В. Анохина (в Горно-Алтайске), причем материалы гунно-сарматского времени (III в. до н.э. - I в. н.э.) из могильника Айрыдаш признаны самой богатой коллекцией среди музеев Сибири.
   Все могильники Айрыдаш I-IV расположены на 10-15 метровой надпойменной террасе правого берега Катунь на расстоянии полутора-трех километров к юго-востоку от села Куюс.
   Айрыдаш-I - самое крупное из древних захоронений, расположенное в 1,5–2 км к юго-востоку от села Куюс. Здесь раскопано более 220 объектов, 18 из которых относятся к скифскому времени, в том числе курганов, жилищ, поминальных оградок, исследовано святилище с петроглифами. Цепочки курганов протянулись с севера на юг (в направлении меридианов), причем более поздние цепочки пристраивались с западной стороны. Интересно, что такое расположение курганов соответствует реальному расположению жилищ кочевников, которые располагались рядами с выходом на восток или юг.
   Самые древние погребения из могильника Айрыдаш I (возраст 5-6 тыс. лет тому назад, эпоха энеолита – меднокаменного века) внешне имели форму насыпи, кольца или камня-обелиска, сами погребальные камеры представляли собой грунтовые ямы. Некоторые из них разграблены.
   Другая группа курганов относится к раннескифскому времени (VIII-VI веков до н.э.). Для них характерны округлая каменная насыпь диаметром 15-16 метров, а также наличие "крепиды" - кольца из крупных валунов, образующих как бы ограду вокруг могильной ямы. Сама яма неглубокая, грунтовая. Характерно расположение усопшего - на левом боку, с подогнутыми ногами, в направлении запад - северо-запад. Рядом с курганами находится сопроводительное захоронение коней.
   Для следующей группы курганов - пазырыкских (VI-II веков до н.эры) характерны овально-вытянутая форма каменной насыпи, а также в ряде случаев более сложное внутренне устройство могильника: в глубокой - до 2,5 м - яме устанавливалась невысокая прямоугольная или трапециевидная "рама" (сруб без пола и потолка) из одно-двухвенцовых жердей или бревен размерами примерно 220х100 см, видимо, символизирующая жилище усопшего в загробном мире, либо камера была комбинированной, деревянно-каменной конструкции - с вертикальными каменными плитами в торцевых стенках. Погребенные располагались на правом боку с подогнутыми ногами, в направлении юго-восток.
   Часть захоронений разграблены, либо носят следы "впускного" захоронения (считается, что таким образом пришельцы-кочевники осуществляли обряд "приобщения" своих умерших к хозяевам этих мест). Наличие керамических изделий (кувшинов из красно-коричневой глины), изделий из бронзы и остатков жилищ - свидетельствует о том, что в этот период времени кочевой образ жизни сменился полукочевым, производящим, с развитием таких ремесел, как металлургия, гончарное производство и др.
   Самая многочисленная группа раскопанных объектов - погребальные сооружения III-V веков нашей эры. Они представляют собой овальные каменно и каменно-земляные насыпи, под которыми расположены неглубокие (до 1 м) и узкие прямоугольные ямы, представляющие собой срубы из досок, перекрытые сверху тонкими плахами, жердями или каменными плитами, которые иногда устилались корой. В некоторых случаях использовались каменные ящики, в которых 5-8 плит, поставленных на ребро, образуют стенки, другие составляют поперечное перекрытие. Здесь обнаружены многочисленные костяные и железные наконечники для стрел, накладки луков, костяные гребни, бронзовые гривны и зеркала, железные ножи, бляхи, поясные детали, серьги, бусы, керамика.
   Найдены тюркские каменные оградки VI–Х веков нашей эры, скорее всего они выстроены для поминальных обрядов — возле них обычно находят остатки керамических сосудов и кости животных. Здесь же встречаются небольшие стелы или изваяния.
 
   Мнение автора : 
  
   В своей практике я не первый раз встречаю такие места, где на локально ограниченной территории сконцентрированы более-менее ярко выраженные места силы, причём различного происхождения. Чуть севернее села Куюс прямо в русле реки Катунь находятся массивы окаменелой лавы, пробившей себе путь через разломы земной коры.
   Южнее, на 77 километре Чемальского тракта находятся знаменитые Тельдекпенские пороги, представляющие собой длинные скальные коридоры образованные в глубокой тектонической трещине в известняках кембрия. Ширина Катуни в порогах достигает всего 20 метров - это самое узкое место на реке, не считая истоков. Сама река Катунь и весь Обско-Катунский бассейн представляют собой один из величайших пресноводных потоков Евразии. Горные хребты, тянущиеся вдоль берегов Катуни - сами по себе источники земной энергии, питающие всё вокруг себя, тем более когда гряду венчает каменная пирамида, возвышающаяся над долиной. Сама долина Айрыдаш по большей части занята курганами, по своему определению являющимися могильниками. На протяжении тысячелетий здесь не селились люди, они хоронили здесь ушедших в иной мир, общались с духами и проводили сакральные обряды.
   В долине расположены сообщества массивных камней , расположенных по отношении друг к другу в неулавливаемом порядке, покрытые разновременными петроглифами. Само святилище действует не одну тысячу лет, отдавая миру земную энергию.
                                
   Замыкает с юга долину Айрыдаш водопад Бельтертуюк, имеющий два каскада высотами 29 и 10 метров. Не стоит и говорить, что вся долина , как и отдельно взятые артефакты являются культовыми для местного населения.
   Каждое упомянутое мной место вполне самодостаточно и интересно с точки зрения работы с энергиями, но что наиболее важно - находясь на небольшой сопредельной территории эти объекты начинают взаимодействовать между собой, перераспределять энергии. В итоге совместно образуя над территорией энергетический купол , который воздействует на все биологические объекты внутри него. Если попробовать построить абстрактную математическую модель подобного континуума , то безусловно, подчиняясь законам мироздания общий уровень энтропии замкнутой системы будет неизменно повышаться, однако пиковые значения направленности на гармонию будут также очень высоки.
   Гармония развития, или состояния есть соприЧАСТность и неотделимость от единой вселенной и её законы вытекают из дуальности человеческой природы.
   Сакральные места в отличии от мирских и религиозных пространственных объектов являются совокупностью идеальных , духовных, и материальных, физических характеристик , являются ценностью высокого порядка, средоточием магических сил, направленных на взаимодействие с более тонкими сущностями и силами.
 
   27.05.2017 г.
                                                                                                                                                                               Ощепков Сергей
                                                                                                                                                                 Специально для сайта Рубикон
                                                                                                                                                                       www.rubikonriver.narod.ru
 
   Материалы по теме :
 
   1. Достояние планеты. Айрыдаш.
 
 
    Если у вас есть что сказать по данной теме и дополнить материалы новой не известной ранее информацией, пишите мне на E-Mail.